
Поль Верлен — выдающийся французский поэт XIX века, известный своими лирическими произведениями, символизмом и декадентским стилем. Он стал одной из ключевых фигур в литературной жизни своего времени и близким другом Артюра Рембо. Верлен также использовал псевдонимы, такие как Пабло де Эрланьез и Пуаре Лелан, что добавляло загадочности его творчеству и жизни.
Ранние годы
Поль Верлен родился в марте 1844 года в семье военного капитана Николя-Огюста Верлена и его жены Элизы-Жюли-Жозеф-Стефани. Его детство прошло в постоянных переездах, так как отец служил в гарнизоне. Это создавало трудности в установлении крепких дружеских связей, так как семья часто меняла место жительства, включая такие города, как Мец, Монпелье, Сет и Ним.
В 1851 году жизнь Верлена кардинально изменилась: его отец ушел в отставку, и семья переехала в предместье Парижа, где они купили дом. Поль поступил в пансион Ландри, а затем успешно окончил лицей Бонапарта. В возрасте 14 лет он начал писать стихи, вдохновляясь творчеством таких мастеров, как Шарль Бодлер, Виктор Гюго и Теофиль Готье. Верлен даже отважился отправить свое стихотворение Бодлеру, что свидетельствует о его стремлении к признанию.
К сожалению, материальное положение его семьи стало ухудшаться из-за неудачных финансовых сделок отца, что привело к разорению. В 18 лет Верлен сдал экзамен на степень бакалавра в области словесности и поступил в юридическую школу, надеясь стать финансистом. Однако его окружение не способствовало успешному обучению, и вскоре его планы начали рушиться.
Творчество
Первая публикация стихотворений Верлена произошла под влиянием поэта и критика Луи де Рикара. Его сонет «Господин Прюдом» был опубликован в журнале «Обозрение прогресса». Верлен активно посещал литературные салоны, в частности, у маркизы де Рикар, где собирались поэты и писатели. Однако он продолжал работать страховым агентом и служил в мэрии Парижа, пытаясь вести нормальную жизнь.
В возрасте 20 лет Верлен окончательно решил оставить юридическое образование и сосредоточиться на литературной деятельности. Он присоединился к кружку поэтов под руководством Катюля Мендеса. В ноябре 1865 года он опубликовал свое эссе о Шарле Бодлере, а затем выпустил несколько стихотворений. Вскоре он познакомился с издателем Альфонсом Лемером, что стало важным шагом в его карьере.
С 1866 года Верлен начал регулярно публиковаться в журнале Лемера «Современный Парнас». В этом же году вышел его первый сборник «Сатурнийские стихи», за которым последовал ряд других публикаций. Однако с началом франко-прусской войны и провозглашением Республики жизнь Верлена изменилась. Он стал добровольцем и присоединился к национальной гвардии, а затем стал участником Парижской коммуны. После ее падения он покинул Париж, но вскоре вернулся обратно.
Вместе с Артюром Рембо Верлен входил в несколько литературных кружков, однако жизнь в Бельгии и Лондоне, куда они уехали, была полна трудностей. Верлен страдал от алкоголизма и бродяжничества, что негативно сказалось на его творчестве. В это время он работал над «Песнями без слов», которые были опубликованы лишь после его ареста и двухлетнего заключения в тюрьме.
Тюрьма оставила глубокий след в жизни Верлена, и после освобождения он столкнулся с трудностями в публикации своих новых работ. В 1880 году вышел его сборник «Мудрость», однако последующий творческий перерыв длился около трех лет. В это время он написал 25 стихотворений в память о своем близком человеке, которые были собраны в сборник «Любовь» в 1883 году. После этого Верлен продолжил писать эссе о своих современниках и публиковать свои произведения.
Зрелость
Зрелые годы Верлена были полны страданий и несчастий. Как и многие декаденты, он искал утешение в алкоголе, в частности, в абсенте. Несмотря на признание публики и почести, которые ему оказывали, он продолжал выбирать страдания и боль. Его жизнь стала настоящим испытанием, и он постепенно скатывался вниз по социальной лестнице, к концу XIX века превратившись в бездомного.
Здоровье Верлена ухудшалось, он проводил много времени в больницах, страдая от различных заболеваний. В последние годы жизни он стал жертвой нищеты и алкоголизма, его окружали лишь те, кто искал выгоды от его известности. Несмотря на это, Верлен продолжал писать, хотя его творчество уже не пользовалось прежней популярностью.
Личная жизнь
Личная жизнь Верлена была полна неудач и разочарований. Он долгое время не женился, пока его мать не уговорила его на брак. В 1869 году он встретил 15-летнюю Матильду Моте де Флервиль, и после года ухаживаний они поженились в 1870 году. Однако их брак был омрачен постоянными конфликтами и недопониманиями. Верлен был больше увлечен литературой и общением с поэтами, чем заботой о семье.
С рождением сына Жоржа ситуация в семье только ухудшилась. Верлен, погруженный в свои страсти и проблемы, не уделял внимания ни жене, ни ребенку. В 1872 году, после очередного конфликта, Матильда покинула его, начав бракоразводный процесс. Верлен не мог справиться с ситуацией и продолжал метаться между своими литературными страстями и личными неудачами.
Отношения с Рембо, которые длились более трех лет, также оказали значительное влияние на жизнь Верлена. Из-за конфликтов с Артюром он даже был осужден и провел два года в тюрьме. После освобождения попытки возобновить общение с Рембо не увенчались успехом, и их дружба окончательно распалась. Бракоразводный процесс с Матильдой затянулся и завершился только в 1885 году, когда Верлен оказался в тяжелом финансовом положении.
Смерть
В последние годы жизни Поль Верлен испытывал все больше трудностей. Его здоровье ухудшалось, он страдал от подагры и других заболеваний. Поэт часто проводил время в больницах, его финансовое положение становилось все более критичным. 7 января 1896 года, после падения с постели, Верлен получил воспаление легких и вскоре скончался на руках своей подруги Эжени.
Похороны Верлена состоялись 10 января 1896 года в церкви Сен-Этьен-дю-Мон. Его похоронили на Батиньольском кладбище в Париже, где позже был установлен памятник, который можно увидеть в Люксембургском саду. Несмотря на все страдания и трудности, жизнь и творчество Поля Верлена оставили глубокий след в литературной истории Франции.
Фото с Поль Верлен











Нет комментариев
Оставить комментарий