
Имре Кальман – выдающийся композитор, чье имя стало символом венской оперетты. Его творчество включает такие легендарные произведения, как «Баядера», «Сильва», «Фиалка Монмартра» и «Принцесса цирка». Считается, что с его уходом завершилась эпоха венской оперетты, как самостоятельного жанра, оставив после себя незабываемый след в музыкальной культуре.
Детство и юность
Имре Кальман родился на берегах живописного озера Балатон, которое является крупнейшим в Центральной Европе. Его еврейская семья принадлежала к числу шести детей, и Имре стал третьим в семье Коппштейнов. Отец, будучи успешным торговцем, обеспечивал семью, что позволило Имре расти в атмосфере достатка и любви к музыке.
С ранних лет музыка была важной частью жизни Коппштейнов. В их доме стоял рояль, на котором играли не только старшая сестра Имре, но и домработница и кухарка. Однако сам Имре изначально не планировал связывать свою жизнь с музыкой. В детстве он мечтал стать портным, а затем юристом. Интересно, что сохранился снимок, на котором он запечатлен с родителями и старшими братьями и сестрами, что свидетельствует о его счастливом детстве.
Первоначальное образование Имре получил в местной еврейской школе, где его учителем был венгеро-голландский психолог Геза Ревес. В девять лет, после финансовых трудностей в семье, Коппштейны переехали в Будапешт, где Имре продолжил обучение, совмещая занятия в обычной гимназии и музыкальном учебном заведении. В это время он начал подрабатывать репетитором и переписчиком деловой корреспонденции.
В 15 лет состоялось его первое публичное выступление как пианиста, но из-за своего роста его описали как 12-летнего вундеркинда. К 1898 году, когда финансовые дела семьи улучшились, Имре купил новое пианино, однако вскоре его здоровье стало ухудшаться: у него диагностировали артрит, что не позволило ему стать профессиональным музыкантом. Несмотря на это, он решил посвятить свою жизнь музыке, и тайно от родителей продолжал заниматься композицией.
Творческий путь
Имре Кальман, обучаясь в музыкальной академии, начал писать серьезную музыку, включая симфоническую поэму «Сатурналии», которая была исполнена в Венгерской опере в 1904 году. Однако его ранние работы не пользовались успехом, и композитор столкнулся с трудностями в публикации своих симфоний. В то время популярностью пользовались веселые куплеты, и Кальман решил изменить направление своего творчества.
Вдохновленный рекомендациями друзей, он начал писать комедийные оперетты, которые стали его первым успехом. Первая из них, «Осенние маневры», была премьирована в 1908 году и быстро завоевала популярность не только в Вене, но и за ее пределами, включая Лондон и Нью-Йорк. Кальман приписывал этот успех високосному году, что стало для него своего рода талисманом.
Следующей опереттой, «Цыган-премьер», Кальман подтвердил свою репутацию одного из самых перспективных композиторов своего времени. В 1915 году он создал свой шедевр – «Королеву чардаша» (Сильва), которая пользовалась популярностью даже во время Первой мировой войны, что подчеркивало универсальность его музыки.
В общей сложности Кальман создал 17 оперетт, среди которых «Принцесса цирка» и «Сильва» стали наиболее известными. Его произведения сочетали элементы венгерского чардаша и венского вальса, а также ритмы, популярные в начале XX века. Композитор стал известен своим мелодичным стилем, который иногда сопоставляли с работами Джакомо Пуччини и Петра Ильича Чайковского.
Одной из самых «венгерских» оперетт Кальмана считается «Марица», в то время как в «Цыгане-премьере» действующими лицами являются император Франц Иосиф I и его супруга. Последней работой композитора стала «Аризонская леди», которая осталась незавершенной и была закончена его старшим сыном после смерти Кальмана.
Личная жизнь
Имре Кальман был скромным человеком, особенно когда речь шла о женском внимании. Его первой любовью стала актриса Паола Дворжак, старшая на десять лет. Их отношения были полны нежности, но Паола отказалась стать его супругой, так как не могла иметь детей и не хотела связывать Кальмана с собой. После ее смерти в 1928 году композитор завел только такс, которых называл в честь героинь своих произведений.
В последние годы жизни Паола находилась рядом с Имре, который заботился о ней. Однако вскоре он начал встречаться с актрисой Агнес Эстерхази, но их отношения не продлились, так как Агнес не была готова отказаться от своей карьеры ради брака с композитором.
В 1928 году Имре встретил Веру Макинскую, эмигрантку из России. Несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте, они поженились, и Кальман посвятил своей жене оперетту «Фиалка Монмартра». В этом браке родились трое детей: сын Кара и дочери Лили и Ивонка. Интересно, что старшие дети воспринимали отца больше как деда, так как на момент их рождения Кальман уже был в солидном возрасте.
Тем не менее, брак Кальмана был не безоблачным. Разница в возрасте и вынужденная эмиграция из Германии после прихода к власти нацистов создали дополнительные трудности в их отношениях. Несмотря на предложение Адольфа Гитлера о «почетном арийстве», Кальман выбрал эмиграцию, чтобы избежать преследований. В 1942 году Имре и Вера решили развестись, но вскоре снова сошлись и оставались вместе до конца жизни композитора.
Смерть
Имре Кальман прожил долгую и насыщенную жизнь, однако его здоровье стало ухудшаться с 1949 года, когда он перенес первый инфаркт. В конце того же года у него случился инсульт, который привел к параличу половины лица. Композитор скончался в конце осени 1953 года от повторного инфаркта.
Последние дни своей жизни Кальман провел в Париже, а по его завещанию тело было перевезено в Вену, где он был похоронен на Центральном кладбище. Рядом с его могилой покоятся такие великие композиторы, как Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Иоганнес Брамс.
Память
Жизнь и творчество Имре Кальмана стали основой для романа Юрия Нагибина, который впоследствии был экранизирован в 1985 году в фильме «Загадка Кальмана» под руководством венгерского режиссера Дьёрдя Палашти. В Австрийской национальной библиотеке есть мемориальная комната в его честь, а в Будапеште установлен памятник композитору, который удобно расположился на скамье, чтобы каждый желающий мог присесть рядом.
Музыка Кальмана пользовалась огромной популярностью во всей Европе, включая Россию. В честь композитора была написана песня «Viva Kalman!» российской группы «Агата-Кристи». В СССР было создано несколько фильмов, основанных на его произведениях, таких как «Марица», «Сильва», «Мистер Икс» и «Принцесса цирка». Особенно известна ария Мистера Икс из советской экранизации «Принцессы цирка», где над созданием образа работали пять человек, а главную роль исполнил студент из Чехословакии Игорь Кеблушек.
Имре Кальман остается одним из самых почитаемых композиторов XX века, и его уход стал символом заката венской оперетты как жанра. Его наследие продолжает жить в сердцах людей и в музыкальной культуре, вдохновляя новые поколения артистов и композиторов.
Фото с Имре Кальман






Нет комментариев
Оставить комментарий