MELAP » Знаменитости » Уильям Блейк
Уильям Блейк
Знаменитости

Уильям Блейк: биография и факты

0 0

Уильям Блейк — выдающийся английский поэт, художник и гравёр, чьи произведения, не оценённые по достоинству при жизни, впоследствии стали важным этапом в развитии поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи. Его жизнь была неразрывно связана с Лондоном, за исключением короткого периода, проведённого в живописном Фелфаме.

В то время как современники считали Блейка эксцентричным и даже сумасшедшим, позже его творчество было высоко оценено за глубокую экспрессивность и философский, мистический смысл. Его картины и стихи часто описываются как романтические, а иногда даже предвосхищающие романтизм. Блейк, будучи глубоко верующим человеком, придерживался библейских принципов, однако открыто критиковал Церковь Англии, что также отразилось в его работах.

Детство и образование

Уильям Блейк родился 28 ноября 1757 года в Сохо, одном из центральных районов Лондона. Он был вторым из семи детей в семье торговца Джеймса Блейка. Из-за ранних смертей двух братьев и сестёр, Уильям с детства осознал хрупкость жизни. В возрасте до десяти лет он посещал школу, где освоил азы чтения и письма, после чего продолжил обучение дома под руководством своей матери, Кэтрин Блейк, урождённой Райт. Родители Блейка были приверженцами протестантизма и принадлежали к общине диссентеров, однако его крестили в англиканской церкви Святого Иакова на Пикадилли. Библия оказала значительное влияние на его мировоззрение и стала основным источником вдохновения на протяжении всей его жизни.

С ранних лет Блейк проявлял интерес к искусству, копируя греческие сюжеты, которые его отец приобретал для него. Влияние таких мастеров, как Рафаэль, Микеланджело и Альбрехт Дюрер, способствовало формированию его любви к классическим формам. По мере взросления интерес к живописи только усиливался, и, опасаясь за его бурный характер, родители отправили его на уроки живописи, где он изучал только те аспекты, которые его увлекали.

4 августа 1772 года Блейк начал семилетнюю стажировку у гравёра Джеймса Бесайера на Грейт Куин-стрит. По окончании стажировки, достигнув 21 года, он стал профессиональным гравёром. Несмотря на отсутствие серьёзных конфликтов между ними, биограф Блейка, Питер Акройд, отмечает, что Блейк вскоре исключил Бесайера из числа своих соперников в искусстве, так как считал его стиль устаревшим, что могло негативно сказаться на его развитии.

На третьем году обучения Бесайер отправил Блейка в Лондон для копирования фресок готических церквей, что значительно повлияло на формирование его художественного стиля. Восхищение восковыми фигурами и военными доспехами оставило глубокий след в его творчестве. Однажды, когда его зарисовки прервали студенты Вестминстерской школы, Блейк столкнул одного из них со строительных лесов, что свидетельствует о его эмоциональной натуре.

8 октября 1779 года Блейк стал студентом Королевской академии в Олд Сомерсет-хаусе. Несмотря на бесплатное обучение, он должен был сам приобретать принадлежности. В академии он активно критиковал стиль Рубенса и идею «единой истины», которую отстаивал президент академии Джошуа Рейнольдс. Блейк считал, что внимание к деталям и индивидуальному стилю должно быть в центре художественного процесса, а не обобщение и унификация.

На первом году обучения в академии Блейк завёл дружбу с Джоном Флаксманом, Томасом Стотардом и Джорджем Камберлендом, с которыми его объединяли радикальные политические взгляды, во многом сформировавшиеся под влиянием событий Американской революции.

Творческая деятельность

В 1788 году, достигнув 31 года, Блейк начал эксперименты с техникой офорта и разработал уникальный метод, который назвал «иллюминированной печатью». Эта техника позволяла одновременно печатать текст и иллюстрации на одном листе, что Блейк использовал для оформления своих поэтических произведений. Среди наиболее известных работ, созданных с использованием этой техники, можно отметить «Песни невинности и опыта», «Книга Тэль», «Бракосочетание рая и ада» и «Иерусалим, Эманация Гиганта Альбиона».

В 1800 году Блейк переехал в небольшой дом в Фелфаме, где получил заказ на иллюстрацию произведений молодого поэта Уильяма Хейли. В этом доме он работал над поэмой «Мильтон: Стихотворение», работа над которой началась в 1804 году и продолжалась до 1808 года. Однако вскоре Блейк разочаровался в своём покровителе, считая его более заинтересованным в коммерческих делах, чем в искусстве. В поэме «Мильтон» он выразил своё отношение к Хейли, написав: «Друзья в материальном мире — духовные враги».

Критический момент в отношениях Блейка с властями наступил в августе 1803 года, когда он вступил в конфликт с солдатом по имени Джон Скофилд. Блейка обвинили в нападении и мятежных высказываниях против короля, однако на суде в Чичестере он был признан невиновным. В своих работах Блейк активно использовал символику, и в поэме «Иерусалим» Скофилд стал символом умственного ограничения и рабства.

В 1804 году Блейк вернулся в Лондон и начал работу над поэмой «Иерусалим, Эманация Гиганта Альбиона», которая стала его самым амбициозным проектом. В это время он также пытался продать гравюры к «Кентерберийским рассказам» Чосера, но его эксцентричность привела к отказу со стороны торговца Роберта Кромека, который предпочёл поручить эту работу Томасу Стотерду. Разочарованный, Блейк прекратил все отношения со Стотердом и организовал независимую выставку, однако она не имела успеха, и ни одна из картин не была продана.

Работа над «Божественной комедией»

В 1826 году, благодаря помощи Джона Линнелла, Блейк получил заказ на создание серии гравюр к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Однако, скончавшись в 1827 году, он не успел завершить этот амбициозный проект. К моменту его смерти были выполнены лишь несколько акварельных работ и семь пробных оттисков, оставив проект незавершённым.

Иллюстрации Блейка к «Божественной комедии» не следуют тексту дословно, а предлагают критический взгляд на события и персонажей поэмы, подчеркивая духовные и моральные аспекты произведения. Например, Блейк критически относился к сцене, где Гомер ведёт своих соратников с мечом, указывая на тиранические идеи Данте. Тем не менее, он разделял с Данте недоверие к материализму и протест против коррумпированной власти, находя удовлетворение в возможности передать своё видение через визуальное искусство. Даже в последние дни своей жизни Блейк продолжал работать над иллюстрациями, что свидетельствует о его преданности искусству.

Личная жизнь

В 1782 году Уильям Блейк встретил двух значительных людей: Джона Флэксмена, который стал его патроном, и Кэтрин Буше, вскоре ставшую его супругой. В тот период Блейк переживал тяжёлый разрыв с другой женщиной и, поделившись своей историей с Кэтрин, вскоре признался ей в любви.

18 августа 1782 года Уильям и Кэтрин поженились в Церкви Святой Марии в Баттерси. Кэтрин, не умея писать, оставила на свидетельстве о браке лишь крестик. Этот документ сохранился и является свидетельством их любви. Блейк не только научил Кэтрин читать и писать, но и познакомил её с искусством гравюры, что положило начало их совместной творческой деятельности.

Кэтрин стала не только преданной женой, но и незаменимой помощницей, поддерживая Уильяма в трудные времена и вдохновляя его на создание новых произведений. Она активно участвовала в процессе печати его иллюстраций, раскрашивая оттиски книг с его стихами. Их брак был крепким и гармоничным, несмотря на трудности первых лет совместной жизни, и длился до конца жизни художника.

Несмотря на все радости, пара столкнулась с горем: их единственный ребёнок, Тэль, упомянутый в «Книге Тэль», умер вскоре после рождения, что стало тяжёлым ударом для Блейка и Кэтрин.

Смерть и наследие

В последние годы жизни Блейк жил на Фаунтин Коурт, недалеко от Стрэнда. В день своей смерти он усердно работал над иллюстрациями к произведениям Данте. Согласно свидетельствам, в последние минуты он обратился к Кэтрин, сидевшей рядом с ним, и попросил её замереть, чтобы нарисовать её портрет, восклицая, что она всегда была его ангелом. Завершив портрет, он начал петь гимны и стихи, прежде чем покинуть этот мир, заверив жену в том, что они будут вместе вечно.

Кэтрин оплатила похороны Блейка, используя средства, одолженные у Линнелла. Его похоронили на кладбище для диссентеров в Банхилл Филдс, где также находятся могилы его родителей. Похороны состоялись через пять дней после его смерти, накануне 45-летия свадьбы с Кэтрин. Среди присутствующих были близкие друзья и коллеги.

После смерти Кэтрин её рукописи Блейка были переданы Фредерику Тейтэму, который уничтожил те из них, которые считал еретическими или чрезмерно политическими. Местонахождение могилы Блейка было утеряно на долгое время, и только благодаря усилиям Кароль и Луиша Гарриду из Португалии она была обнаружена после 14 лет поисков. Общество Блейка установило на могиле памятную плиту с отрывком из его поэмы «Иерусалим», которая была торжественно открыта 12 августа 2018 года.

Культурное наследие

Уильям Блейк, чьи работы долгое время оставались незамеченными, вновь обрёл признание благодаря усилиям биографа Александра Гилкриста, который начал писать о нём в 1860 году. Блейк стал рассматриваться как предшественник викторианской сказочной живописи, его влияние можно наблюдать в работах таких художников, как Джон Анстер Фицджеральд.

В XX веке Блейк получил широкую известность благодаря исследованиям учёных, таких как Сю Фостер Деймон и Нортроп Фрай. Его идеи оказали значительное влияние на модернистов и сюрреалистов, а также на многих композиторов, включая Бенджамина Бриттена и Ральфа Воан-Уильямса. Ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс издал собрание сочинений Блейка в 1893 году и написал несколько исследовательских работ о нём.

Блейк также считается предшественником идей Карла Юнга и Зигмунда Фрейда в области психоанализа, хотя Юнг воспринимал его работы как художественные продукты. Его влияние ощущается у поэтов-битников 1950-х годов и в субкультуре 1960-х, включая такие фигуры, как Аллен Гинсберг и Джим Моррисон. Филип Пулман заимствовал ключевые идеи из «Бракосочетания рая и ада» Блейка для своей трилогии «Тёмные начала». Кроме того, его стихи были положены на музыку многими известными композиторами.

Память о Блейке увековечена в различных формах, включая кино и видеоигры. Его идеи и образы нашли отражение в таких произведениях, как фильм «Мертвец» Джима Джармуша и цикл «Многоярусный мир» Филиппа Хосе Фармера. Норвежская группа «Ulver» выпустила альбом, основанный на стихах из поэмы Блейка «Бракосочетание рая и ада», что подтверждает его влияние на современную культуру.

Фото с Уильям Блейк

Уильям Блейк
Уильям Блейк
Уильям Блейк
Уильям Блейк
Уильям Блейк
Уильям Блейк
Уильям Блейк
Уильям Блейк
Уильям Блейк

Нет комментариев

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Рейтинг статей
Знаменитости Знаменитости Персонажи Персонажи