
Рихард Штраус — выдающийся немецкий композитор и дирижер, чье творчество охватывает конец XIX и начало XX века. Он является одним из самых ярких представителей немецкого романтизма, оставив яркий след в истории музыки.
Ранние годы
Рихард Штраус появился на свет в 1864 году в Мюнхене, в семье, где музыка играла важнейшую роль. Его отец, Франц Штраус, был профессором Королевской музыкальной школы и главного валторниста придворного оркестра, а мать, Жозефина Пшорр, также имела музыкальное образование. Интересно, что дедушка Рихарда по материнской линии был известным пивоваром, что добавляло финансовую стабильность в семью.
С раннего детства Рихард был окружен музыкой. В возрасте всего четырех лет он начал изучать игру на фортепиано под руководством известного педагога Августа Томбо. С ранних лет мальчик проявлял живой интерес к музыке, активно посещая репетиции придворного оркестра, где играл его отец. С течением времени Рихард стал изучать теорию музыки и оркестровку, готовясь к карьере дирижера.
Музыка звучала в доме Штраусов постоянно. Отец погружал сына в мир произведений Гайдна, Шуберта и Моцарта. Ранние работы Рихарда были отмечены влиянием таких композиторов, как Мендельсон и Шуман, хотя вскоре он нашел свой собственный стиль.
В шесть лет Рихард написал свое первое самостоятельное произведение, а в восемь лет начал осваивать игру на скрипке, обучаясь у Бенно Вальтера, который был дядей по линии отца. В одиннадцать лет юный композитор поступил на курсы композиторского мастерства, где его наставником стал Фридрих Майер. Параллельно Рихард учился в гимназии Людвига Штрауса, которую успешно окончил в восемнадцать лет, после чего поступил в Мюнхенский университет. Однако его учеба в университете длилась всего один семестр, после чего он покинул учебное заведение.
Карьера композитора
С начала 1870-х годов Штраус начал писать музыку, и многие его ранние произведения были созданы для оркестра Wilde Gung’l, где трудился его отец. Концерт для валторны №1 был написан специально для него и до сих пор является важной частью репертуара многих музыкантов.
В десять лет Рихард впервые услышал музыку Вагнера, что произвело на него огромное впечатление. Он посещал все спектакли, связанные с произведениями этого композитора, однако его строгий отец был против новаторских идей Вагнера. В своих письмах Рихард иногда выражал негативное мнение о музыке Вагнера, но позже, уже в зрелом возрасте, сожалел о таком отношении.
В восемнадцать лет Штраус впервые выступил с собственным произведением — скрипичным концертом ре минор, исполнив партию фортепиано. После этого он продолжил свое музыкальное образование в Берлине, где получил место помощника дирижера в Майнингенском придворном оркестре. Его успех был обусловлен высокой оценкой его сочинения «Серенада молодого композитора» Гансом фон Бюловым.
Под руководством фон Бюлова Штраус стал настоящим дирижером. Этот опыт оказался для него бесценным, и когда фон Бюлов ушел в отставку в 1885 году, Рихард занял его место. Под его управлением оркестр подготовил премьеру Симфонии №4 Иоганнеса Брамса, что привело к близкому знакомству с композитором, который стал его наставником и давал советы по собственным произведениям.
В этот период Рихард создал несколько новых произведений, в которых заметно отразилось влияние Брамса, такие как Фортепианный концерт до-минор и «Бурлеск», написанные в 1883-1886 годах.
Штраус также познакомился с Александром Риттером, композитором и скрипачом, который стал его другом и единомышленником. Риттер познакомил Штрауса с новыми течениями в немецкой музыке и стал одним из тех, кто убедил его отказаться от консервативных взглядов. Их общение также включало обсуждение философских трудов, таких как работы Шопенгауэра.
Вскоре Рихарда пригласили дирижировать в Баварскую оперу, однако этот период оказался не самым удачным. Смена правителей привела к сокращению финансирования, и новые оперы почти не ставились. В результате Штраус все чаще уезжал в Берлин, Дрезден и Лейпциг, где его таланты были более оценены. В это время он завел дружбу с Густавом Малером.
В 1894 году в Веймаре состоялась премьера первой оперы Штрауса «Гунтрам», главную партию в которой исполнила его будущая жена Полин Де Ана. Отзывы о произведении были смешанными, и в Мюнхене постановка не имела успеха.
Тем не менее, Штраус добился всемирной известности благодаря своим модернистским музыкальным поэмам. В 1889 году вышел «Дон Жуан», а затем и «Смерть и преображение», которые принесли ему международную славу. Период после 1894 года был особенно продуктивным, когда композитор создал множество знаковых произведений, включая «Также sprach Zarathustra» и «Ein Heldenleben». На средства от постановок и аванс от оперы «Саломея» в 1906 году Рихард приобрел участок земли в Гармиш-Партенкирхене, где построил виллу, ставшую его постоянным местом жительства.
XX век
В 1898 году Штраус занял должность главного дирижера в Берлинской государственной капелле, которую занимал в течение 15 лет. В это время он также активно принимал участие в других проектах в качестве гостя-дирижера. Его репутация как одного из величайших дирижеров своего времени лишь укреплялась. В 1901 году филармонический оркестр Вены впервые исполнил полный концерт произведений Штрауса, а два года спустя его музыка прозвучала на фестивалях в Лондоне и Гейдельберге, где была представлена кантата «Тайлефер».
Штраус стал одним из главных новаторов в музыке XX века и получил признание не только в Европе. Во время тура по Северной Америке в 1904 году его встречали с восторгом в Бостоне, Нью-Йорке, Питтсбурге и Чикаго. По возвращении в Европу он завершил работу над оперой «Саломея», которая принесла ему всемирную известность.
В сотрудничестве с либреттистом Хуго фон Гофмансталем Штраус создал ряд значительных произведений, включая «Электру», «Кавалера роз», «Египетскую Елену» и «Арабеллу». Это сотрудничество продолжалось с 1909 по 1933 год и стало одним из самых продуктивных периодов в карьере композитора. В это время он также работал главным дирижером Венской оперы и сыграл важную роль в организации знаменитого Зальцбургского фестиваля.
Последним значительным произведением Штрауса стали «Четыре последние песни», написанные в 1948 году. В этом произведении композитор осознавал, что музыкальный язык изменился, и что ему будет трудно угнаться за более молодыми современниками.
Нацистская Германия
С приходом к власти национал-социалистов в Германии жизнь Штрауса претерпела значительные изменения. В 1933 году его без его ведома назначили президентом Имперской музыкальной палаты. Он согласился на эту должность, придерживаясь при этом максимально аполитичной позиции. По заказу правительства он создал гимн для Олимпийских игр в Берлине, но это не уберегло его от преследований. В 1935 году, после отказа убрать имя еврейского либреттиста Стефана Цвейга с афиш оперы «Молчаливая женщина», Штрауса сняли с должности.
Семья Штрауса также оказалась под угрозой. Его невестка, Алиса, была еврейского происхождения. Несмотря на страх за близких, Рихард продолжал творить. В 1938 году он представил одноактную оперу «День мира», которая перекликалась с событиями Тридцатилетней войны и отражала реалии своего времени. Однако вскоре постановку убрали из репертуара театров.
Алису Штраус поместили под домашний арест, и Рихард использовал все свои связи, чтобы в 1942 году добиться разрешения на перевозку семьи в Вену, где их безопасность гарантировал местный гауляйтер. Однако даже это не спасло их от преследований гестапо, которое похитило сына Штрауса и его жену, продержав их два дня в тюрьме. В конечном итоге им удалось избежать серьезных последствий, но семья оставалась под домашним арестом до конца войны.
После падения нацистского режима Штрауса пытались привлечь к суду как пособника нацистов, но все обвинения вскоре были сняты.
Личная жизнь
Самой важной женщиной в жизни Рихарда Штрауса была его жена Полин де Ана. Она оказала значительное влияние не только на его личную жизнь, но и на его музыкальную карьеру. Их брак, заключенный в сентябре 1894 года, не был безоблачным. Полин, талантливая певица с великолепным сопрано, пришла к Штраусу за уроками фортепиано и вскоре стала его верной спутницей. Перед свадьбой они знали друг друга уже семь лет.
Полин была не только талантливой певицей, но и очень эксцентричной женщиной. Она была известна своим острым языком и критическим отношением к творчеству мужа, а также к работам других композиторов и исполнителей. Полин могла легко раздражаться и даже устраивать скандалы во время репетиций, что добавляло остроты в их совместную жизнь.
В течение всего брака Полин часто упрекала Рихарда в недостаточно высоком происхождении, так как она была дочерью генерала. Она также была маниакальной любительницей чистоты, и муж мирился с ее причудами, связанными с поддержанием порядка в доме.
В 1897 году у пары родился единственный сын, Франц. В 1924 году он женился на Алисе фон Граб-Германсверт, и у них родилось двое сыновей. Полин также сыграла важную роль в популяризации произведений своего мужа, таких как «Домашняя симфония», в которой отражалась их бурная жизнь. После одной крупной ссоры Рихард даже посвятил своей супруге целую оперу.
Смерть
Рихард Штраус скончался 8 сентября 1949 года в ФРГ. В последние годы его жизни здоровье композитора ухудшалось, и он страдал от проблем с сердцем. Он неоднократно терял сознание, и, в конечном итоге, его жизнь завершилась, оставив после себя неоценимое музыкальное наследие.
На похоронах композитора звучал финал «Кавалера роз», а его вдова Полин горько плакала над гробом. Она пережила мужа всего на несколько месяцев, скончавшись в мае 1950 года.
Заключение
Рихард Штраус оставил после себя богатое наследие, которое продолжает вдохновлять музыкантов и слушателей по всему миру. Его произведения, полные эмоций и новаторских идей, остаются неотъемлемой частью музыкальной культуры, и его имя навсегда останется в истории как символ музыкального гения.
Фото с Рихард Штраус












Нет комментариев
Оставить комментарий