
Шалва Александрович Амонашвили – выдающийся психолог и педагог, новатор в области гуманной педагогики, чья работа оказала значительное влияние на образовательные системы не только в России, но и за её пределами. Своей методикой он стремится создать условия для полноценного развития каждого ребенка, основываясь на принципах любви, уважения и доверия.
Детство и Образование
Шалва Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тбилиси, Грузия. Его детство было омрачено утратой отца, который погиб в 1942 году во время Второй мировой войны. Мать, одна воспитывавшая двоих детей, привила Шалве и его сестре важные жизненные ценности: верность, справедливость и сердечность. Эти качества стали основой его педагогических подходов и философии.
После окончания школы Шалва поступил в Тбилисский государственный университет на факультет востоковедения. Его педагогическая карьера началась в 1952 году, когда он стал пионервожатым в советском лагере, несмотря на то что его опыт работы с детьми только начинался. С 1955 года он работал в НИИ имени Гогебашвили, а в 1958 году завершил аспирантуру, защитив диссертацию по педагогике и получив степень кандидата наук.
Разработка Гуманной Педагогики
Работа Амонашвили в НИИ продолжалась до 1991 года, и в последние восемь лет он возглавлял институт. В этот период он отказался от всех научных званий, считая их противоречащими его новым взглядам на педагогику. В своей исследовательской деятельности он обобщал работы таких выдающихся педагогов, как Выготский, Сухомлинский и Бердяев, что стало основой для разработки его уникальной методики, известной как гуманная педагогика.
В 1961 году Шалва начал экспериментальные занятия в «Школе радости» в Тбилиси, где он применял свои методики на практике. Главной целью было воспитание грамотных и рассудительных людей. В 1964 году он сам стал участником эксперимента, а затем возглавил проект «Гуманно-личностный подход к детям в образовании», который охватил несколько грузинских школ.
Признание и Дальнейшая Деятельность
В 1972 году Амонашвили защитил докторскую диссертацию в институте педагогической психологии в Москве и устроился работать в одну из школ, которая за два года поднялась с низших позиций на лидирующие. В 1980 году он стал профессором, а в 1987 году начал работать в экспериментальном отделе НПО Министерства образования Грузии. Несмотря на постоянные угрозы увольнения и критику, его методики продолжали развиваться.
В 1988-1989 годах он сотрудничал с Леонтьевым и его «Школой», а с 1993 года активно развивал проект «Школа 2100», который стал основой для внедрения новых образовательных технологий. Однако с закрытием ВНИК в 1997 году его разработки оказались под угрозой. Тем не менее, изменения в образовательной системе уже начали происходить.
В 1990-х годах Амонашвили стал заведующим кафедрой в педагогическом университете в Тбилиси и создал лабораторию по изучению гуманной педагогики. В 2001 году он основал Международный Центр Гуманной Педагогики в Москве, который продолжает развивать его идеи.
Основы Гуманной Педагогики
Гуманная педагогика, разработанная Амонашвили, основывается на аксиомах о взаимодействии души и Высших Сил. В центре этой педагогической концепции – особое отношение к детям, которые рассматриваются как явление земной жизни, исполнители особого предназначения и носители энергии духа. Такой подход способствует формированию у детей стремления к саморазвитию и личностной свободе.
Шалва Александрович подчеркивает важность ежедневной благодарности: «Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание своих детей». Он утверждает, что педагогика сотрудничества должна идти в ногу со временем, а его методы не ломают, а делают ребенка равным, признавая его сильные и слабые стороны.
Принципы и Практика
В своей практике Амонашвили выделяет несколько ключевых принципов, которые должны быть соблюдены в работе с детьми:
- Любовь к детям;
- Создание душевного комфорта и равновесия;
- Проживание в каждом ученике самого себя;
Эти принципы помогают создать доверительные отношения, что, в свою очередь, способствует более глубокому и эффективному обучению. Учителя, работающие по методике Амонашвили, должны обладать качествами, такими как способность понимать учеников, вера в их способности и наличие доброты и человечности.
Роль Родителей в Образовании
Система обучения по методике Амонашвили рассматривает родителей как педагогов, которые должны воспринимать детей как дар. Родительская любовь становится основой воспитания, а взаимодействие между учителями и родителями является залогом успешного развития и обучения детей. Амонашвили выделяет четыре вида воспитания: стихийное, традиционное, идейное и системное, при этом гуманная педагогика строится исключительно на системном подходе.
Методика Амонашвили официально признана Министерством образования России и активно применяется в учебных заведениях многих европейских стран. В Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и других городах работают экспериментальные школы, многие из которых курирует сам Шалва Александрович.
Личная Жизнь
Шалва Амонашвили счастлив в личной жизни. Он женат, у него двое детей, и его супруга также является профессором-педагогом. Она поддерживает его на протяжении всей жизни, являясь верным соратником и помощником. Сегодня Амонашвили продолжает активно работать, возглавляя Академию социализации и искусства в Москве, а также занимая должность заведующего лабораторией в Московском педагогическом университете.
Современные Вызовы и Критика
Методика Амонашвили продолжает привлекать внимание и находить своих последователей. Она отвечает на актуальные вопросы, такие как «Как наладить связь с ребенком?», «Как привить любовь к учебе?» и «Как правильно наказывать?». Каждый ребенок, обучающийся по этой методике, испытывает радость от учёбы и развивает чувство ответственности.
Тем не менее, методика встречает и критику, иногда её идеи приравнивают к оккультизму. Однако основа гуманной педагогики – это гуманность и духовность, а также ценности, которые можно найти в священных текстах. Амонашвили строит свою методику на знаниях из Библии, что делает её уникальной и глубокой.
Награды и Признание
Научные достижения Шалвы Александровича были отмечены множеством наград и званий, среди которых:
- 1973 год – доктор психологических наук;
- 1980 год – профессор педагогического университета в Москве;
- 1985-1989 год – член-корреспондент АПН СССР;
- 1989-1991 год – действительный член АПН СССР;
- 1993-2001 год – почетный член РАО;
- 2001 год – действительный член РАО;
- 2006 год – иностранный член АПН в Украине;
Кроме того, он является доктором Софийского болгарского университета и многих других педагогических университетов в Украине. В 2013 году его наградили медалями «Учитель Великой России», медалью имени Ушинского, премией правительства и орденом Буратино.
Научные Работы
Шалва Амонашвили является автором множества научных трудов, среди которых:
- «Обучение. Оценка. Отметка»;
- «Созидая человека»;
- «Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя»;
- «Как живете, дети?»;
- «Единство цели»;
- «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»;
- «В школу — с шести лет»;
- «Размышления о гуманной педагогике»;
- «Школа Жизни»;
- «Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской»;
- «Вера и любовь»;
- «Исповедь отца сыну»;
- «Письма к дочери»;
- «Баллада о воспитании»;
- «Истина Школы»;
- «Без сердца что поймём?»;
- «Спешите, дети, будем учиться летать!»;
- «Почему не прожить нам жизнь героями духа»;
- «В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры»;
- «Рука водящая. — Артемовск»;
- «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света»;
- «Как любить детей (опыт самоанализа)»;
- «Амона-Ра: Легенда о Камне»;
- «Песнь Великой Любви»;
Шалва Амонашвили остается активным участником образовательного процесса и продолжает делиться своими знаниями и опытом с новыми поколениями педагогов и родителей.
Фото с Шалва Александрович Амонашвили









Нет комментариев
Оставить комментарий