MELAP » Знаменитости » Шалва Александрович Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили
Знаменитости

Шалва Александрович Амонашвили: биография и факты

0 0

Шалва Александрович Амонашвили – выдающийся психолог и педагог, новатор в области гуманной педагогики, чья работа оказала значительное влияние на образовательные системы не только в России, но и за её пределами. Своей методикой он стремится создать условия для полноценного развития каждого ребенка, основываясь на принципах любви, уважения и доверия.

Детство и Образование

Шалва Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тбилиси, Грузия. Его детство было омрачено утратой отца, который погиб в 1942 году во время Второй мировой войны. Мать, одна воспитывавшая двоих детей, привила Шалве и его сестре важные жизненные ценности: верность, справедливость и сердечность. Эти качества стали основой его педагогических подходов и философии.

После окончания школы Шалва поступил в Тбилисский государственный университет на факультет востоковедения. Его педагогическая карьера началась в 1952 году, когда он стал пионервожатым в советском лагере, несмотря на то что его опыт работы с детьми только начинался. С 1955 года он работал в НИИ имени Гогебашвили, а в 1958 году завершил аспирантуру, защитив диссертацию по педагогике и получив степень кандидата наук.

Разработка Гуманной Педагогики

Работа Амонашвили в НИИ продолжалась до 1991 года, и в последние восемь лет он возглавлял институт. В этот период он отказался от всех научных званий, считая их противоречащими его новым взглядам на педагогику. В своей исследовательской деятельности он обобщал работы таких выдающихся педагогов, как Выготский, Сухомлинский и Бердяев, что стало основой для разработки его уникальной методики, известной как гуманная педагогика.

В 1961 году Шалва начал экспериментальные занятия в «Школе радости» в Тбилиси, где он применял свои методики на практике. Главной целью было воспитание грамотных и рассудительных людей. В 1964 году он сам стал участником эксперимента, а затем возглавил проект «Гуманно-личностный подход к детям в образовании», который охватил несколько грузинских школ.

Признание и Дальнейшая Деятельность

В 1972 году Амонашвили защитил докторскую диссертацию в институте педагогической психологии в Москве и устроился работать в одну из школ, которая за два года поднялась с низших позиций на лидирующие. В 1980 году он стал профессором, а в 1987 году начал работать в экспериментальном отделе НПО Министерства образования Грузии. Несмотря на постоянные угрозы увольнения и критику, его методики продолжали развиваться.

В 1988-1989 годах он сотрудничал с Леонтьевым и его «Школой», а с 1993 года активно развивал проект «Школа 2100», который стал основой для внедрения новых образовательных технологий. Однако с закрытием ВНИК в 1997 году его разработки оказались под угрозой. Тем не менее, изменения в образовательной системе уже начали происходить.

В 1990-х годах Амонашвили стал заведующим кафедрой в педагогическом университете в Тбилиси и создал лабораторию по изучению гуманной педагогики. В 2001 году он основал Международный Центр Гуманной Педагогики в Москве, который продолжает развивать его идеи.

Основы Гуманной Педагогики

Гуманная педагогика, разработанная Амонашвили, основывается на аксиомах о взаимодействии души и Высших Сил. В центре этой педагогической концепции – особое отношение к детям, которые рассматриваются как явление земной жизни, исполнители особого предназначения и носители энергии духа. Такой подход способствует формированию у детей стремления к саморазвитию и личностной свободе.

Шалва Александрович подчеркивает важность ежедневной благодарности: «Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание своих детей». Он утверждает, что педагогика сотрудничества должна идти в ногу со временем, а его методы не ломают, а делают ребенка равным, признавая его сильные и слабые стороны.

Принципы и Практика

В своей практике Амонашвили выделяет несколько ключевых принципов, которые должны быть соблюдены в работе с детьми:

  • Любовь к детям;
  • Создание душевного комфорта и равновесия;
  • Проживание в каждом ученике самого себя;

Эти принципы помогают создать доверительные отношения, что, в свою очередь, способствует более глубокому и эффективному обучению. Учителя, работающие по методике Амонашвили, должны обладать качествами, такими как способность понимать учеников, вера в их способности и наличие доброты и человечности.

Роль Родителей в Образовании

Система обучения по методике Амонашвили рассматривает родителей как педагогов, которые должны воспринимать детей как дар. Родительская любовь становится основой воспитания, а взаимодействие между учителями и родителями является залогом успешного развития и обучения детей. Амонашвили выделяет четыре вида воспитания: стихийное, традиционное, идейное и системное, при этом гуманная педагогика строится исключительно на системном подходе.

Методика Амонашвили официально признана Министерством образования России и активно применяется в учебных заведениях многих европейских стран. В Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и других городах работают экспериментальные школы, многие из которых курирует сам Шалва Александрович.

Личная Жизнь

Шалва Амонашвили счастлив в личной жизни. Он женат, у него двое детей, и его супруга также является профессором-педагогом. Она поддерживает его на протяжении всей жизни, являясь верным соратником и помощником. Сегодня Амонашвили продолжает активно работать, возглавляя Академию социализации и искусства в Москве, а также занимая должность заведующего лабораторией в Московском педагогическом университете.

Современные Вызовы и Критика

Методика Амонашвили продолжает привлекать внимание и находить своих последователей. Она отвечает на актуальные вопросы, такие как «Как наладить связь с ребенком?», «Как привить любовь к учебе?» и «Как правильно наказывать?». Каждый ребенок, обучающийся по этой методике, испытывает радость от учёбы и развивает чувство ответственности.

Тем не менее, методика встречает и критику, иногда её идеи приравнивают к оккультизму. Однако основа гуманной педагогики – это гуманность и духовность, а также ценности, которые можно найти в священных текстах. Амонашвили строит свою методику на знаниях из Библии, что делает её уникальной и глубокой.

Награды и Признание

Научные достижения Шалвы Александровича были отмечены множеством наград и званий, среди которых:

  • 1973 год – доктор психологических наук;
  • 1980 год – профессор педагогического университета в Москве;
  • 1985-1989 год – член-корреспондент АПН СССР;
  • 1989-1991 год – действительный член АПН СССР;
  • 1993-2001 год – почетный член РАО;
  • 2001 год – действительный член РАО;
  • 2006 год – иностранный член АПН в Украине;

Кроме того, он является доктором Софийского болгарского университета и многих других педагогических университетов в Украине. В 2013 году его наградили медалями «Учитель Великой России», медалью имени Ушинского, премией правительства и орденом Буратино.

Научные Работы

Шалва Амонашвили является автором множества научных трудов, среди которых:

  • «Обучение. Оценка. Отметка»;
  • «Созидая человека»;
  • «Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя»;
  • «Как живете, дети?»;
  • «Единство цели»;
  • «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»;
  • «В школу — с шести лет»;
  • «Размышления о гуманной педагогике»;
  • «Школа Жизни»;
  • «Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской»;
  • «Вера и любовь»;
  • «Исповедь отца сыну»;
  • «Письма к дочери»;
  • «Баллада о воспитании»;
  • «Истина Школы»;
  • «Без сердца что поймём?»;
  • «Спешите, дети, будем учиться летать!»;
  • «Почему не прожить нам жизнь героями духа»;
  • «В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры»;
  • «Рука водящая. — Артемовск»;
  • «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света»;
  • «Как любить детей (опыт самоанализа)»;
  • «Амона-Ра: Легенда о Камне»;
  • «Песнь Великой Любви»;

Шалва Амонашвили остается активным участником образовательного процесса и продолжает делиться своими знаниями и опытом с новыми поколениями педагогов и родителей.

Фото с Шалва Александрович Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили

Нет комментариев

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Рейтинг статей
Знаменитости Знаменитости Персонажи Персонажи