
Гюстав Флобер — выдающийся французский писатель-реалист, чье творчество оставило заметный след в литературе XIX века. Его произведения долгое время подвергались критике за якобы аморальный характер, однако в современности Флобер признан одним из величайших авторов своего времени, стоящим в одном ряду с такими мастерами, как Ги де Мопассан и Оноре де Бальзак.
Детские и юношеские годы
Гюстав Флобер появился на свет 12 декабря 1821 года в Руане, в семье хирурга Ахилла Флобера и Анны Флерио, дочери врача. Его родители с нетерпением ждали рождения сына, так как до него у них умерли три ребенка в младенчестве. В результате Гюстав стал средним среди троих детей, его старший брат Ахилл также стал хирургом, а младшая сестра Кэролайн росла в заботливой семье. Дети часто посещали больницу, в которой работал отец, ожидая его возвращения из трудовых будней.
Интерес к писательству у Флобера проявился еще в раннем возрасте, когда он учился в Королевском колледже. В восемь лет он начал писать свои первые произведения. В 1832 году он поступил в лицей Пьера Корнеля, где познакомился с Эрнестом Шевалье, который в будущем стал известным политиком. В 1834 году, вместе с Шевалье, Флобер основал рукописный журнал «Искусство и прогресс», где появились его первые публикации.
В 1840 году Гюстав отправился в Париж, мечтая изучать право. Однако столица Франции произвела на него удручающее впечатление, и вскоре он осознал, что юриспруденция не является его призванием. Проведя в Париже менее года, он отправился в путешествие по Пиренеям и Корсике, что позже нашло отражение в его произведении «Мемуары безумца» (1901).
В 1846 году Флобер потерял отца, который оставил ему наследство в размере 500 тысяч франков. Эта сумма обеспечила ему финансовую независимость и позволила сосредоточиться на писательской деятельности, покинув университет.
Творчество
С 1851 года Флобер начал работу над своим первым крупным романом «Госпожа Бовари», получив поддержку друзей Луи Буйе и Максима Дюкана. Писательство оказалось длительным процессом, и завершение работы заняло более четырех лет. Роман публиковался по частям в журнале «Парижское обозрение».
В 1857 году Флобер и издатель журнала столкнулись с обвинениями в «неуважении к общественной морали и религии» из-за откровенного изображения персонажей. Хотя писателю удалось избежать наказания, его работа вызвала огромный интерес. После выхода романа в отдельном издании, «Госпожа Бовари» стала одной из самых обсуждаемых книг во Франции.
Главная героиня, Эмма Бовари, несчастна в браке и ищет утешение в любовных связях, что приводит к трагическим последствиям. Её история, полная страсти и разочарования, оказала влияние на последующие поколения читателей и кинематографистов. Первая экранизация романа была выпущена в 1933 году, и с тех пор было снято множество адаптаций, включая версии в разных странах.
Следующий роман Флобера, «Саламбо», был историческим произведением, описывающим события Ливийской войны в Карфагене. Флобер тщательно подготовился к написанию, изучив множество источников о Карфагене и даже побывав в Тунисе. Роман был опубликован в 1862 году и был тепло принят как во Франции, так и в России.
Работа над «Воспитанием чувств» (или «Сентиментальное воспитание») началась в 1843 году после встречи с Элизой Шлезингер, в которую Флобер влюбился. Первоначальная версия была завершена в 1845 году, но опубликована лишь после смерти автора в 1910 году. В 1869 году вышла переработанная версия, рассказывающая о Фредерике Моро, который влюбляется в замужнюю женщину Марию Арну. Роман исследует темы любви и разочарования, и хотя критики отнеслись к нему с недоверием, автобиографический элемент позволил ему получить более снисходительные отзывы.
В 1874 году Флобер завершил свою работу над «Искушением святого Антония», стихотворением в прозе, вдохновение для которого пришло от картины Питера Брейгеля. Это произведение исследует темы искушения и внутренней борьбы. В том же году вышел сборник «Три повести», состоящий из «Простой души», «Легенды о святом Юлиане Милостивом» и «Иродиады». Эти работы стали для Флобера своего рода отдыхом перед написанием последнего романа.
Его последний труд, «Бувар и Пекюше», остался незавершенным из-за ухудшающегося здоровья писателя. Главные герои, Бувар и Пекюше, стремятся к жизни в деревне, но вскоре понимают, что их истинное призвание — это переписывание. Несмотря на то, что работа была опубликована в 1881 году, Флобер не успел завершить свой замысел.
Личная жизнь и любовь
В жизни Флобера была многолетняя связь с поэтессой Луизой Коле, начавшаяся весной 1846 года. Письма, сохранившиеся до наших дней, содержат размышления писателя о литературе и отношениях. Их переписка продолжалась до марта 1855 года. В различных городах, где бывал Флобер, у него были любовные связи, но создать семью он не желал. В одном из писем он откровенно признавался в страхе перед мыслью о том, что может впустить кого-то в свой мир.
Смерть
Гюстав Флобер страдал от эпилепсии, и его здоровье постепенно ухудшалось. 8 мая 1880 года он скончался в деревне Круассет от кровоизлияния в мозг, произошедшего во время последнего приступа. Его похороны, состоявшиеся 11 мая на кладбище в Руане, собрали множество известных писателей, таких как Эмиль Золя и Ги де Мопассан.
Флобер оставил после себя огромное литературное наследие, его произведения продолжают вдохновлять писателей и режиссеров. В 2008 году в Руане был открыт мост, названный в его честь, который стал самым подъемным мостом в Европе.
Интересные факты
- Флобер предпочитал уединенный образ жизни, что привело к тому, что друзья называли его «Отшельник с Круассе».
- Он поддерживал дружеские отношения с И.С. Тургеневым, восхищаясь его умом и образованностью.
- Писатель мог работать по 10-15 часов в день, погружаясь в творчество.
- Полученный в детстве ожог руки напоминал ему о том, что он выбрал путь писателя, несмотря на ожидания родителей.
- Несмотря на наследство, Флобер не смог сохранить свое состояние и последние годы жизни провел в материальных трудностях.
Избранные произведения
- «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы»
- «Саламбо»
- «Воспитание чувств»
- «Искушение святого Антония»
- «Три повести»
- «Бувар и Пекюше»
- «Лексикон прописных истин»
Фото с Гюстав Флобер






Нет комментариев
Оставить комментарий