
Дмитрий Ростовский — выдающийся священнослужитель, епископ Русской Православной Церкви, духовный писатель, педагог и проповедник, живший в XVII-XVIII веках. Он занимал пост митрополита Ростовского и Ярославского и был прославлен в лике святителей.
Ранние годы
Дмитрий Ростовский, в миру Даниил Туптало, появился на свет в местечке Макарове, находившемся в Киевском полке Запорожского войска. Он родился в семье шляхтича Саввы и Марии Туптало. В семье, помимо Даниила, росли четыре дочери, которые позже также выбрали путь монашества. Отец Даниила, Савва, служил сотником и был ктитором в Киеве, а его прадед имел священнический сан и происходил из мелких дворян.
С юных лет Даниил проявлял склонность к духовной жизни и благочестию. Первоначальное образование он получил в Киево-Братской коллегии, а в семнадцатилетнем возрасте принял монашеский постриг в Кирилловском монастыре, где ранее служил его отец.
Служение и духовный путь
В 1668 году Даниил, принявший в монашестве имя Дмитрий, начал жить в обители, где провел семь лет. Этот период стал основой для его будущего служения как проповедника. Сначала он был рукоположен в иеродиаконы, затем в иеромонахи. В этом сане Дмитрий был направлен в Чернигов, где начал свою проповедническую деятельность, совершая паломничества в различные монастыри Украины. Он провел около года в Слуцке, проповедуя для братии.
В это время Дмитрий работал над своим первым произведением — «Диарием», который представлял собой дневник с духовными и житейскими заметками на польском языке. В 1679 году он прибыл в Крупецкий Николаевский монастырь, где провел два года. Позже он получил сан игумена и был назначен в Максаковскую Преображенскую обитель. После смерти настоятеля Крупецкого монастыря Дмитрий вернулся туда уже в качестве настоятеля, но вскоре оставил эту должность и переехал в Киев в 1683 году по приглашению Варлаама Ясинского, митрополита Киевского.
С этого момента жизнь Дмитрия была тесно связана с Киево-Печерской лаврой, находившейся под управлением Константинопольского патриархата. Здесь ему было поручено составление жизнеописаний святых отцов.
В 1686 году, после длительных переговоров, Киевская митрополия перешла в Московский патриархат. Новый патриарх Адриан отметил заслуги Дмитрия в служении церкви. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и направлен настоятелем в Елецкий Успенский монастырь, а затем в Преображенскую обитель Новгорода-Северского в Черниговской епархии.
В 1700 году Московская патриархия нуждалась в кандидатах на должности игуменов для Сибирской кафедры. По личному указу императора Петра I митрополиту Киевскому было предписано выбрать наиболее достойных из братии. В Москву отправились два кандидата: епископ Захария Переяславский и Дмитрий Туптало.
В феврале 1701 года они прибыли в столицу, а 23 марта Дмитрий был рукоположен в сан епископа и стал митрополитом Тобольским и всея Сибири. В течение года он жил в Чудовом монастыре, но слабое здоровье не позволило ему продолжить служение на новой кафедре. В результате он был назначен в Ростовскую митрополию.
Прибыв в Ростов, Дмитрий провел свой первый молебен в Яковлевском монастыре, в старинной Зачатьевской церкви. Здесь он решил положить себя после смерти, что нарушало традицию, согласно которой архиереи обычно упокоились в Успенском соборе, имеющем статус кафедрального.
В качестве митрополита Ростовского Дмитрий смог активно проповедовать и обучать. Он много общался с местным населением, боролся со старообрядчеством и основал училище, где изучались латинский и греческий языки.
Литературное наследие
Дмитрий Ростовский оставил после себя значительное литературное наследие. Он подготовил к изданию четырехтомную «Книгу житий святых», а также создал стихи и песнопения, вошедшие в сборник «Богогласник», который включает труды различных авторов.
Во время своего пребывания на Украине Дмитрий также писал пьесы на духовные темы. Известны тексты двух из них: «Успенская драма» и «Ростовское действо», которые сохранились до наших дней и продолжают использоваться в театральных постановках.
Личная жизнь
С раннего возраста Дмитрий Ростовский принял решение посвятить свою жизнь Богу и отказался от личной жизни, никогда не вступая в брак. Его выбор был осознанным, и он полностью отдал себя служению и духовной практике.
Смерть и погребение
Дмитрий Ростовский скончался в ночь с 27 на 28 октября 1709 года. Его торжественное погребение состоялось почти через месяц, в конце ноября, когда ждали прибытия Стефана Яворского, друга покойного, для проведения отпевания. Согласно воле митрополита, его тело было помещено в стенах Троицкого собора Яковлевского монастыря. Вопреки традициям того времени, вместо каменного гроба и склепа его останки были помещены в деревянную гробницу, вместе с его научными трудами.
Прославление и обретение мощей
В 1752 году, во время ремонта Троицкого собора, чугунный пол обрушился, и деревянная гробница с мощами митрополита была вскрыта. В ходе работ были обретены его мощи, и для подтверждения этого события был приглашен действующий глава кафедры.
Чтобы сохранить святыню, была создана новая каменная гробница. Однако, поскольку мощи были тронуты тлением, канонизация Дмитрия Ростовского была невозможна. Это решение было принято на священном Синоде. Тем не менее, обычным верующим останки митрополита представили как нетленные и обладающие святостью. В дальнейшем Синод дал указание о прославлении мощей. Вскоре стали появляться рассказы о чудесных исцелениях тех, кто приходил поклониться святыне.
Спустя четыре года, 1 апреля 1757 года, на Пасху, произошло прославление Дмитрия Ростовского. Он был канонизирован в лике святителей, и были назначены особые даты для празднования: в день его смерти и в день обретения мощей. Перенос его останков в новую гробницу прошел торжественно, это стало первой канонизацией в синоидальный период. На этом событии присутствовала императрица Екатерина II.
В XVIII веке было составлено житие святого. Одно из них написано епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием, автором богослужебного текста, посвященного Дмитрию Ростовскому. Второе житие составил Лука, настоятель Яковлевской обители.
В 1920 году, во время периода богоборчества, гробница с мощами святителя была вскрыта, и их передали в коллекцию музея Ростовского кремля. Сначала останки находились в экспозиции, затем были перенесены в запасники. Эта реликвия оставалась там до момента восстановления Спасо-Яковлевской обители. После ее возобновления как действующего монастыря, в 1991 году мощи были перенесены в церковь святителя Иакова Ростовского, а затем в новую раку в Димитровский собор, где они находятся и по сей день.
Фото с Дмитрий Ростовский






Нет комментариев
Оставить комментарий