MELAP » Знаменитости » Михаил Леонтьевич Миль
Михаил Леонтьевич Миль
Знаменитости

Михаил Леонтьевич Миль: биография и факты

0 0

Михаил Миль — выдающийся советский конструктор вертолетов, ученый и доктор технических наук, который стал основоположником и руководителем конструкторского бюро, ставшего ведущим разработчиком вертолетов в Советском Союзе. Его достижения в области авиации оказали значительное влияние на развитие вертолетостроения и оставили глубокий след в истории авиации.

Детство и юность

Михаил Леонтьевич Миль родился в 1909 году в Иркутске. Его детство прошло в семье с ярко выраженными творческими наклонностями. Отец, Леонтий Самойлович Миль, работал служащим на железной дороге, а мать, Мария Ефимовна, была стоматологом. Дед Михаила, Самуил Миль, служил на флоте, а затем обосновался в Сибири, что привнесло в семью дух предприимчивости и стремления к знаниям. В семье также росли старшая сестра Екатерина и младший брат Яков, что создавало атмосферу поддержки и соперничества.

С раннего возраста Михаил проявлял выдающиеся способности в различных областях: он увлекался рисованием, музыкой и с легкостью осваивал иностранные языки. Эти таланты могли бы привести его к карьере художника или музыканта, но его судьба была предопределена увлечением авиацией, охватившим страну в 1920-е годы.

Первые шаги в авиации

В возрасте двенадцати лет Михаил создал модель самолета, которая заняла первое место на конкурсе в Томске. Этот успех стал первым подтверждением его инженерного таланта. В 1925 году он поступил в Сибирский технологический институт, где начал углубленно изучать авиацию. В институте он построил легкий планер и совершил свой первый полет. Однако его учеба была прервана из-за обвинений в «непролетарском происхождении», что привело к исключению из института по доносу.

После года работы в кожевенной лаборатории Михаил смог вернуться к учебе, поступив на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, где сосредоточился на авиационной технике. Здесь у него была возможность работать в одной из немногих аэродинамических труб в СССР, что дало ему возможность проверять свои теоретические разработки на практике. Молодой профессор Владимир Иосифович Левков, преподаватель аэродинамики, стал его наставником и вдохновителем.

В 1929 году Михаил узнал о новом типе летательного аппарата — автожире, что вдохновило его на изучение теории их полета. Он написал письмо Николаю Ильичу Камову, руководителю отдела автожиров в ЦАГИ, и был приглашен на летнюю практику, где принял участие в создании первого советского автожира КАСКР-1.

Начало карьеры в авиации

После окончания института в 1931 году Михаил был направлен на Таганрогский авиазавод, однако благодаря рекомендации Камова смог перейти в ЦАГИ, где активно работал над разработкой автожиров. Его участие в создании моделей А-7, А-12 и А-15 позволило ему занять пост начальника бригады аэродинамики Отдела особых конструкций ЦАГИ, где он опубликовал свою первую научную работу «О разбеге автожира» в журнале «Техника воздушного флота» в 1934 году.

Несмотря на невысокую зарплату, Михаил подрабатывал редактором и преподавателем немецкого языка. С 1932 по 1936 год он возглавлял бригаду аэродинамики и экспериментальных расчетов, разрабатывая основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. Его исследования в этой области стали основой для будущих достижений в вертолетостроении.

С 1936 по 1939 год он работал инженером в Опытном конструкторском бюро по разработке винтокрылых аппаратов. В 1939 году началось строительство завода для производства автожиров, где Михаил стал заместителем директора Николая Камова, продолжая вносить значительный вклад в развитие советской авиации.

Военные годы

Во время Великой Отечественной войны Михаил Миль продолжал трудиться на благо авиации в условиях эвакуации. С 1941 по 1943 годы он находился в поселке Билимбай на Среднем Урале, где работал вместе с такими великими авиаконструкторами, как Сергей Алексеевич Лавочкин и Николай Ильич Камов.

В условиях войны Михаилу было поручено уничтожить архив Отдела особых конструкций, чтобы предотвратить его попадание в руки врага. Однако он не смог решиться на уничтожение результатов многолетней работы и вывез документы с собой. Эти материалы позже стали ключевыми при разработке вертолетов.

В 1941–1942 годах Михаил участвовал в боевых действиях с группой автожиров, выполнив 20 боевых вылетов. Хотя первоначально предполагалось использовать автожиры для корректировки артиллерийского огня, они оказались более эффективными для задач в тылу. Михаил проявил мужество, предотвратив панику среди своих людей в критический момент, когда немецкие войска прорвались.

Улучшение боевых самолетов

В 1941–1942 годах Миль сосредоточился на усовершенствовании конструкции боевых самолетов. Одним из его значительных достижений стало устройство, предотвращающее штопор у перегруженных самолетов. Это решение успешно прошло испытания и было внедрено в серийное производство. Михаил лично обучал пилотов использованию новых устройств на фронтовых аэродромах.

В 1942 году он совместно с Сергеем Алексеевичем Пасхиным разработал оригинальную конструкцию противотанкового ружья для стрельбы реактивными снарядами РС-82. Несмотря на то, что проект не был доведен до серийного производства, он продемонстрировал инженерный гений Миля. За свои успехи в усовершенствовании боевых самолетов Михаил был награжден орденом Отечественной войны в 1945 году.

Создание вертолета

В 1943 году Михаил защитил кандидатскую диссертацию на тему «Критерии управляемости и маневренности самолета», а через два года — докторскую диссертацию по теме «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». Эти работы стали основой его будущих разработок в области винтокрылых летательных аппаратов.

Миль был полон решимости создать летательный аппарат, способный подниматься в воздух с помощью винтов. Убедив руководство страны в необходимости организации конструкторского бюро для разработки вертолетов, в декабре 1947 года на базе завода № 383 МАП в Москве было создано КБ под его руководством.

Первый опытный вертолет ГМ-1 («Геликоптер Миля-1») поднялся в воздух 20 сентября 1948 года. Однако испытания не обошлись без трагедий: в одном из случаев замерзание смазки в системе управления привело к аварии, но пилот успел эвакуироваться. В дальнейшем, после анализа причин, была внедрена незамерзающая смазка.

Другой инцидент произошел с летчиком-испытателем Михаилом Байкаловым, который погиб из-за обрыва вала рулевого винта. Этот случай стал личной трагедией для Миля, но его команда смогла решить проблему, внедрив использование артиллерийских стволов для карданного вала, что обеспечило надежность конструкции.

Третья версия ГМ-1 успешно прошла испытания под руководством опытных летчиков. На основе этих испытаний в 1949 году был создан первый серийный советский вертолет Ми-1, который впоследствии установил 27 мировых рекордов.

В начале 1950 года было принято решение о создании опытной серии из 15 вертолетов Ми-1. Под руководством Михаила Миля и его команды были разработаны легендарные модели, такие как Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12 и Ми-24. Эти вертолеты стали символами советской авиации и установили более 60 мировых рекордов.

Ми-8 стал самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире, а Ми-6 — первым транспортным вертолетом с газотурбинной силовой установкой и грузоподъемностью 12 тонн. Уникальный летающий кран Ми-10 и гигантский Ми-12, прозванный «слоном», также установили множество рекордов грузоподъемности.

Международное признание

В 1965 году работы Михаила Миля были представлены на авиационной выставке в Париже, где они получили высокую оценку. Даже сын основателя вертолетостроения Игоря Сикорского, Сергей, признал, что СССР в области тяжелых вертолетов не только догнал, но и превзошел США.

Миль активно публиковался, его труд «Вертолеты» (1966–1967) стал значительным вкладом в науку. Он разработал совместно с учениками теорию современного вертолета, которая легла в основу дальнейших исследований и разработок в этой области.

Награды и признание

Михаил Миль был удостоен множества наград за свои достижения в авиации. В 1958 году он получил Ленинскую премию, в 1966 году — звание Героя Социалистического Труда, а в 1968 году — Государственную премию СССР. Эти награды стали признанием его выдающегося вклада в развитие авиационной науки и техники.

Смерть и наследие

Михаил Леонтьевич Миль скончался 31 января 1970 года от инсульта. Он ушел из жизни, не дожив до эксплуатации и триумфа одного из своих самых знаковых творений — первого советского ударного вертолета Ми-24, который стал настоящей легендой и одним из наиболее известных вертолетов в мире.

Михаил был похоронен на Юдинском кладбище, неподалеку от железнодорожной платформы Перхушково. Его смерть стала значительной утратой для отечественной и мировой авиации.

Кроме своей выдающейся работы в области авиации, Михаил Миль увлекался живописью. Его картина «Нарциссы. Угол кабинета» в 1981 году стала эмблемой выставки «Ученые рисуют», что подчеркивает многогранность его таланта. В КБ Миля работал штат художников, создававших иллюстрации для демонстрации проектируемых машин потенциальным заказчикам.

Работы Михаила Миля, его вертолеты и творческий подход к делу стали символами инженерного гения, оставившего неизгладимый след в истории авиации. Его наследие продолжает вдохновлять новые поколения инженеров и конструкторов по всему миру.

Фото с Михаил Леонтьевич Миль

Михаил Леонтьевич Миль
Михаил Леонтьевич Миль
Михаил Леонтьевич Миль
Михаил Леонтьевич Миль
Михаил Леонтьевич Миль
Михаил Леонтьевич Миль
Михаил Леонтьевич Миль

Нет комментариев

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Рейтинг статей
Знаменитости Знаменитости Персонажи Персонажи