Рене Магритт – выдающийся бельгийский художник XX века, чье творчество охватывает такие жанры, как сюрреализм, кубизм, арт-деко, постимпрессионизм и магический реализм. Он стал известен благодаря своим уникальным работам, которые поражают зрителей глубокими символами и двойными смыслами. Магритт окончил Королевскую Академию изящных искусств, что стало значимым этапом в его художественном пути.
Ранние годы
Рене Магритт появился на свет в ноябре 1898 года в бельгийском городке Лессин, расположенном в провинции Эно. Он был первым ребенком в семье Леопольда Магритта, торговца тканями, и его супруги Реджины Бертиншам, которая до замужества работала модисткой. Творческие задатки Рене проявились уже в раннем возрасте: в 11 лет он начал заниматься рисованием. Однако судьба не была к нему благосклонна – в 12 лет он потерял мать, которая покончила с собой, бросившись в реку Самбр. Этот трагический момент оставил глубокий след в душе мальчика и позже отразился в его творчестве, где часто встречается мотив закрытого лица.
Образование и служба в армии
В 1916 году Рене поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Брюсселе. К тому времени он уже обладал базовыми навыками живописи благодаря частным урокам. В Академии он изучал живопись под руководством Констана Монтальда, однако занятия не приносили ему удовольствия. Гораздо интереснее ему казались уроки у Гисберто Комбаза, известного дизайнера плакатов и художника. После окончания Академии Рене некоторое время экспериментировал с кубизмом и футуризмом. В 1920 году его призвали на военную службу, где он провел около девяти месяцев в пехотном полку.
Путь художника
После службы в армии жизнь Рене Магритта не складывалась так, как он мечтал. Он работал на обойной фабрике в качестве чертежника, создавал плакаты и рекламные вывески. Только в 1926 году, подписав контракт с галереей Ле Сентаур, он смог полностью посвятить себя живописи. В этом году он создал свою первую работу в жанре сюрреализма, известную как «Потерянный жокей». Всего через год он провел свою первую персональную выставку в Брюсселе, которая, к сожалению, не принесла ему успеха – его работы подверглись жесткой критике, и зрители не оценили их.
Разочарованный, Магритт переехал в Париж, где сюрреализм был на пике популярности. Он стал частью группы сюрреалистов, в которую входил и Андре Бретон. В 1929 году в Париже прошла выставка сюрреалистов, где свои работы представили такие мастера, как Пикассо, Дали и де Кирико. Несмотря на это, Магритт не сумел добиться большого успеха, и вскоре галерея Ле Сентаур закрылась, оставив его без средств к существованию. Вернувшись в Брюссель, он вновь занялся рекламой и открыл собственное агентство вместе с братом, что позволило ему обеспечивать семью.
Творческий подъем и трудности
Несмотря на работу в рекламе, Магритт продолжал создавать живопись. В 1936 году его работы заинтересовали галеристов за границей, и ему организовали выставку в США. Это произошло даже несмотря на то, что в 1932 году он вступил в коммунистическую партию. В 1938 году художник провел еще одну персональную выставку в Лондоне. Когда началась Вторая мировая война и Бельгию оккупировали немецкие войска, Магритт остался в стране. В это время его стиль претерпел изменения, став более ярким и насыщенным, что можно рассматривать как протест против оккупации.
С 1946 года художник начал отказываться от мрачных тем в своем творчестве и подписал манифест вместе с другими сюрреалистами. Однако послевоенная жизнь оказалась трудной: заказы на рекламу отсутствовали, и Рене прибегал к незаконным способам заработка, подделывая картины других художников. В конце концов, к 1948 году он вернулся к живописи и вновь стал создавать уникальные работы.
Стиль и новаторство
В 60-х годах XX века интерес к творчеству Магритта только возрастал. Он утверждал, что работает в жанре магического реализма, став одним из первых художников, кто интегрировал слова в свои произведения как самостоятельный элемент, а не просто как подпись. Его картины наполнены символикой: шляпа-котелок, розы, яблоки и тромбоны становятся знаковыми элементами его творчества. Образ жокея, который часто появляется в его работах, стал своеобразной нитью, связывающей все его произведения.
Шляпа-котелок, которую Рене носил сам, стала неотъемлемой частью его имиджа. Он считал, что этот головной убор и черное пальто помогают ему сохранять анонимность и не привлекать лишнего внимания. В личной жизни художник стремился к простоте и обыденности, живя в уютном доме с камином и коллекцией фарфоровых гусей.
Знаменитые работы
В творческом наследии Рене Магритта насчитывается около 2000 произведений, включая плакаты, скульптуры, рисунки пастелью и карандашом, но основной акцент он делал на масляной живописи. Его картины стали настоящими загадками для зрителей, поскольку художник мастерски использовал двойные и тройные смыслы. Наиболее известные работы были созданы в поздний период его жизни и принесли ему всемирную славу.
- «Сын человеческий» (1964) – картина, на которой изображен человек в черном пальто и котелке, стоящий у парапета. Лицо скрыто за зеленым яблоком, что стало одним из любимых символов художника.
- «Вероломство образов (это не трубка)» (1935) – небольшая картина, на которой изображена курительная трубка и надпись, ставшая известной благодаря своему двойному значению.
- «Принцип удовольствия» (1937) – работа, созданная по заказу британского аристократа Эдварда Джеймса, изображающая человека с сияющим светом вместо головы.
- «Вариация печали» (1957) – картина с курицей, только что снесшей яйцо, и подставкой с другим яйцом, символизирующая жизнь и смерть.
- «Жоржетта за пианино» (1923) – одна из ранних работ, выполненная в кубистическом стиле, которая демонстрирует эксперименты художника с формами и цветами.
- «Память» (1942 и 1948) – картина с женской головой, окровавленным виском и бровью, которая существует в двух версиях с различными элементами композиции.
- «Размышления одинокого прохожего» (1926) – одна из первых работ в стиле магического реализма, где изображен человек в котелке на фоне бездыханного тела.
- «Попытка невозможного» (1928) – одновременно портрет и автопортрет, где художник изображает себя, рисующего в воздухе обнаженную женщину.
Личная жизнь
В личной жизни Рене Магритт проявил удивительное постоянство. Он впервые встретил свою будущую супругу и музу, Жоржетту Берже, в 15 лет, когда ей было всего 13. Спустя семь лет они снова встретились, и, оба изучая изящные искусства, решили жить вместе. В 1922 году они поженились. Практически все женские образы в его картинах – это портреты его жены, включая откровенные работы.
Тем не менее, их брак не был идеальным. В 1936 году пара столкнулась с кризисом, и Рене завел роман с артисткой Шейлой Легг. Чтобы скрыть свои чувства от жены, он уговорил друга разыграть интерес к Жоржетте. Однако вскоре оба увлеклись, и Жоржетта ушла от Магритта. Супруги помирились только через четыре года и продолжили совместную жизнь, но детей у них не было.
Смерть
В последние годы своей жизни Рене Магритт страдал от рака поджелудочной железы, от которого и скончался в августе 1967 года. Его похоронили на кладбище Шербек в Эвере, в Брюсселе. Творческое наследие Магритта продолжает вдохновлять художников и зрителей по всему миру, а его уникальный стиль и символика остаются актуальными и сегодня.
Избранные картины
Некоторые из наиболее известных работ Рене Магритта, которые продолжают вызывать интерес и восхищение:
- «Сын человеческий»
- «Вероломство образов (это не трубка)»
- «Принцип удовольствия»
- «Вариация печали»
- «Жоржетта за пианино»
- «Память»
- «Размышления одинокого прохожего»
- «Попытка невозможного»
Творчество Рене Магритта остается важной частью мирового искусства, и его работы продолжают изучаться и цениться как сильные примеры сюрреализма и магического реализма.
Фото с Рене Магритт















Нет комментариев
Оставить комментарий