
Томас Мюнцер — выдающийся немецкий религиозный деятель, живший в XV-XVI веках. Он стал известен как проповедник и евангелист, а также как основатель движения, борющегося против сословного неравенства. Его идеи легли в основу крестьянской войны в Германии, которая стала важной вехой в истории страны.
Ранняя биография
Точная дата рождения Томаса Мюнцера остается неизвестной, однако предполагается, что он появился на свет в конце 1489 или начале 1490 года в немецком городке Штольберг, расположенном в живописной гористой местности. Существуют ошибки в биографических данных, утверждающие, что его отец был казнен феодальными властями, но более поздние исследования опровергли эту информацию. До 1520 года оба родителя Мюнцера были живы, а его мать скончалась примерно в это время.
Семья Мюнцера была достаточно обеспеченной, что дало возможность обеспечить Томасу хорошее образование. Вскоре после его рождения семья переехала в более крупный город — Кведлинбург.
В 1506 году, получив начальное образование, Томас поступил в Лейпцигский университет, где, по всей видимости, изучал теологию или искусство. В 1512 году он продолжил свое образование в университете Виадрианы во Франкфурте-на-Одере.
Взросление и становление
Первую работу Мюнцер получил в церкви, хотя в его биографии существуют различные версии о том, где именно он трудился до Франкфурта. Есть предположения, что он работал помощником преподавателя в Ашерслебене и Галле, и именно в этот период начал высказывать недовольство существующим порядком в церкви.
В мае 1514 года он стал священником одной из церквей Брауншвейга. В это время его активность была незначительной, но он уже высказывал свое недовольство католической церковью в переписке с друзьями, получив прозвище «бич неправды». Особенно его возмущала практика продажи индульгенций.
С 1515 по 1516 год Мюнцер работал школьным преподавателем в женской обители Фрозе неподалеку от Ашерслебена. Однако одно из самых значимых событий в его жизни произошло осенью 1517 года, когда он встретил Мартина Лютера в Виттенберге. Мюнцер активно участвовал в дискуссиях, предшествовавших публикации знаменитых «95 тезисов» Лютера, и посещал лекции в университете.
В последующие годы, примерно до 1519 года, Мюнцер путешествовал по Франконии, Тюрингии и другим регионам Германии, продолжая получать доход и оставаясь учителем в Брауншвейге. В январе 1519 года он окончательно ушел с этой должности и стал проповедником в Ютеборге, где его предшественник также поддерживал идеи реформации.
Тем не менее, его деятельность не понравилась местным монашеству и духовенству, что привело к новым жалобам и смене работы. Мюнцер был переведен в женский монастырь Беудитце. В это время он все больше увлекался мистицизмом и изучал труды Сусо и Таулера, а также раннехристианские исторические трактаты.
К июню 1519 года Мюнцер уже стал известен среди недовольных порядками католической церкви. Он принял участие в диспуте в Лейпциге, что привлекло внимание Лютера, который рекомендовал его на должность в Цвикау. Однако переезд не состоялся, и Мюнцер продолжал углубляться в изучение мистических и гуманистических идей, постепенно отдаляясь от первоначальных реформационных взглядов.
Период 1520-1521 годов
В мае 1520 года, воспользовавшись рекомендацией Лютера, Мюнцер переехал в Цвиккау, где начал работать в церкви св. Марии. Этот город был важным промышленным центром, что способствовало социальному расслоению. В церкви Сент-Мэри Мюнцер продолжал реформировать проповеди и богослужебные традиции, вызывая недовольство традиционалистов. Однако он пользовался поддержкой городского совета благодаря своим взглядам, близким к лютеранским.
Когда прежний священник вернулся на свою должность, Мюнцер был переведен в церковь Сен-Катрин, где его прихожанами стали местные ремесленники, поддерживающие идеи реформации и практикующие спиритизм. Здесь Мюнцер нашел поддержку в лице Николаса Сторча, известного своими радикальными взглядами. Однако конфликты с традиционалистами продолжали нарастать, и в апреле 1521 года он был уволен с поста священника.
Пражский период
После увольнения Мюнцер направился в Богемию, в Жатец, а затем в Прагу, где гуситская церковь добилась успеха в борьбе с католическими устоями. По прибытии в Прагу в конце июня 1521 года он был тепло принят, получив право не только проповедовать, но и читать лекции. В этот период он подготовил краткое изложение своих идей, которое впоследствии стало известным как «Пражский манифест».
Мюнцер, отклонившись от идей Лютера, стал радикальным реформатором, что не осталось незамеченным церковными властями. В конце 1521 года его изгнали из Праги, и он отправился в Саксонию, где безуспешно искал работу, пока в декабре 1522 года не устроился капелланом в женской обители близ Галле. Однако его пребывание там длилось недолго — всего три месяца, после чего он был уволен за нарушение правил причастия.
Период в Альтштадте
В апреле 1523 года Мюнцер начал проповедовать в Альтштадте, где его службы на немецком языке привлекли большое количество прихожан. Его популярность возросла, и вскоре Лютер узнал о его деятельности, попросив властей Альтштадта направить его в Виттенберг для беседы. Однако Мюнцер отказался, так как был уверен в своих собственных идеях и не имел желания обсуждать их с Лютером.
Местный дворянин, граф фон Мансфельд, также выразил недовольство действиями Мюнцера, на что тот ответил решительным посланием. Поддержка ремесленников и крестьян позволила ему начать формировать единую доктрину реформаторских служб. Его трактаты печатались и распространялись, что способствовало росту популярности его идей. Однако действия сторонников «мюнцеризма» также приводили к радикализации общества, что вызвало конфликты с местными властями.
Мюльхаузен и крестьянская война
В августе 1524 года Мюнцер покинул Альтштадт, направившись в Мюльхаузен, где радикальное реформаторское движение уже достигло значительных успехов. Поскольку он был безработным священником, это давало ему свободу действий. Здесь он продолжал проповедовать и агитировать за реформацию, а также сотрудничал с Генрихом Пфайффером, лидером местного реформаторского движения.
Восстание крестьян началось в апреле 1525 года, и Мюнцер стал одним из его лидеров. Он организовал «Вечную лигу Бога», отряд, состоящий из самых преданных прихожан, который должен был встретить апокалипсис. Однако вместо того, чтобы продвигать идеи реформации, отряд занялся грабежами и погромами.
Лютер, в свою очередь, выступил на стороне властей, пытаясь остановить восстание. В результате крестьянские отряды понесли огромные потери, и 11 мая 1525 года Мюнцер и его сторонники потерпели поражение в битве под Франкенхаузеном. После этого Мюнцер попытался бежать, но был пойман и арестован.
Богословское мировоззрение
Томас Мюнцер был глубоко религиозным и образованным человеком. Его радикальные идеи основывались на борьбе с несправедливыми церковными догматами, а не на социальном или политическом протесте. В своих трудах он опирался на святоотеческие учения, включая работы Киприана и Евсевия, а также идеи Платона.
Мюнцер трактовал Библию как источник духовных и мистических переживаний, отвергая необходимость буквального понимания догматов. Он утверждал, что верующим может быть человек, который не читал Библию, если он следует велениям своего сердца. Эта позиция вызывала разногласия с Лютером и другими реформаторами.
В поздний период своей жизни он все больше увлекался мистицизмом, спиритизмом и толкованием сновидений, подчеркивая важность познания христианства через страдания и духовные испытания.
Прижизненные труды
Некоторые произведения Мюнцера сохранились до наших дней. К числу его наиболее известных работ относятся:
- «Немецкая церковная служба» — реформированное издание порядка богослужебных действий (1523 год).
- «Поддельная вера» — издана в декабре 1523 года.
- «Толкование второй главы пророка Даниила» — издание 1524 года.
- «Немецкая евангелическая месса» — издана в июле 1524 года.
- «Манифест разоблачения ложной веры» — издан в октябре 1524 года.
Все эти работы были написаны на немецком языке и сыграли важную роль в распространении его идей.
Наследие Мюнцера
В последние годы своей жизни Мюнцер сблизился с деятелями антибаптистского движения, и некоторые исследователи считают их последователями его идей. Его реформированные литургии использовались в церквях до 1535 года. Также его идеи нашли отражение в работах многих немецких философов, включая Фридриха Энгельса, который считал его «социальным революционером». Лютер также заимствовал некоторые идеи Мюнцера в своих работах.
В Шверине, в земле Мекленбург — Передняя Померания, установлен бюст Томаса Мюнцера, а его изображение использовалось на восточно-германских банкнотах достоинством в 5 марок. О жизни и деятельности Мюнцера написано множество литературных произведений, включая романы и эссе, общее количество которых превышает несколько сотен. В 1956 году о нем был снят художественный фильм немецким режиссером Мартином Хельбергом.
Личная жизнь
О личной жизни Томаса Мюнцера известно немного. Он был женат на Оттилии фон Герсен, монахине, которая оставила свою обитель под влиянием идей Реформации. Предполагается, что она принадлежала к группе монахинь, покинувших монастырь в Видерштедте.
Пара поженилась в июне 1523 года, а в день Пасхи следующего года у них родился первенец. Существует мнение, что на момент смерти Оттилия снова была беременна, однако дальнейшая судьба женщины остается неизвестной.
Смерть
Когда стало очевидно, что крестьянская война потерпела неудачу, Мюнцер попытался бежать, но был пойман и схвачен во Франкенхаузене. Его личность была установлена благодаря переписке, найденной при нем. Мюнцера и его соратника Генриха Пфайфера пытали, после чего они признались в своих действиях. 27 мая 1525 года в Мюльхаузене их казнили, выставив головы на стенах замка в назидание другим.
Фото с Томас Мюнцер








Нет комментариев
Оставить комментарий