
Николай Черкасов — выдающийся советский актёр театра и кино, народный артист СССР, который оставил яркий след в истории отечественного кинематографа. Его творчество наиболее известно благодаря ролям в исторических фильмах 1930-х и 1940-х годов, среди которых особенно выделяются заглавные роли в таких шедеврах, как «Александр Невский» и «Иван Грозный», снятых под руководством Сергея Эйзенштейна.
Детство и ранние годы
Николай Черкасов родился в семье Константина Александровича и Анны Андриановны. Его отец работал служителем на Балтийской железной дороге, а мать занималась ведением домашнего хозяйства. В доме Черкасова царила атмосфера творчества: многие родственники были связаны с искусством, в том числе тётя, солистка Мариинского театра. С раннего возраста мать начала развивать музыкальные способности своих сыновей, а отец привил любовь к оперному искусству, регулярно водя их на представления.
Обучение Николая проходило в 10-й правительственной гимназии, где он проявил свои актёрские способности, устраивая шуточные спектакли и пародируя учителей. Несмотря на не всегда высокие оценки, его талант и харизма позволяли ему легко находить общий язык с педагогами, и к концу каждого учебного года он успешно сдавал экзамены.
С началом революции 1917 года жизнь Николая изменилась. Он продолжал учёбу, но всё больше интересовался культурной жизнью Петрограда. Однажды, узнав о наборе статистов в Мариинский театр, он не упустил возможность и вскоре начал выходить на сцену в таких спектаклях, как «Борис Годунов» и «Интернационал».
После окончания студии мимистов Черкасов был принят в труппу Большого драматического театра, где его актёрский талант быстро оценили. Он начал получать роли взрослых персонажей в таких спектаклях, как «Князь Игорь», «Хованщина» и «Пиковая дама».
В 1923 году Николай подал документы в два театральных учебных заведения — институт экранного искусства и сценических искусств, выбрав второе. После окончания учёбы его приняли в труппу Ленинградского театра юного зрителя. В 1933 году он перешёл в Александринский театр, что открыло ему двери в мир кино.
Карьера в кино
Кинематографическая карьера Николая Черкасова насчитывает множество работ, но настоящую популярность ему принесла роль Кольки в комедии «Горячие денечки», снятой Александром Зархи и Иосифом Хейфицы. Этот успех стал отправной точкой для его дальнейших работ в кино. В следующем фильме, «Депутат Балтики», он сыграл 75-летнего профессора Полежаева, за что картина получила Гран-при на Международной выставке декоративных искусств в Париже.
В первой экранизации романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» Черкасов исполнил песню Исаака Дунаевского «Песенка о капитане», создав образ Жака Паганеля, который запомнился зрителям. Его работа в фильме «Петр Первый», где он сыграл царевича Алексея, также была высоко оценена. В это время Черкасов одновременно выходил на театральные подмостки в образе самого Петра Великого, что позволило ему глубже погрузиться в исторический контекст.
Премьера фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» в декабре 1938 года стала настоящим событием. Черкасов в этом фильме сыграл главную роль, и его исполнение было встречено восторгом зрителей. Интересно, что на ордене Александра Невского, учреждённом в 1942 году, был изображён профиль Черкасова.
Сотрудничество с Эйзенштейном продолжилось в фильме «Ленин в 1918 году», где актёр сыграл образ Максима Горького. В 1943 году, находясь в эвакуации в Алма-Ате, Эйзенштейн начал работу над «Иваном Грозным». Черкасов создал магнетический образ Ивана, который запомнился зрителям. Производство фильма контролировал Иосиф Сталин, который одобрил первую часть, но вторая часть, вышедшая после его смерти в 1958 году, вызвала неоднозначные оценки.
В музыкальной комедии «Весна» Григория Александрова Черкасов сначала отказывался участвовать, но после личного обращения Любови Орловой согласился. После смерти Эйзенштейна в его карьере появились работы, которые критики оценили как менее значимые, несмотря на получение Сталинских премий. Это касается таких фильмов, как «Александр Попов», «Мусоргский» и «Римский-Корсаков». По словам сына актёра, в киноиндустрии существовало негласное правило ограничивать Черкасова в характерных ролях.
Последней заметной работой актёра стал образ рыцаря в «Дон Кихоте» Григория Козинцева, который стал одной из самых ярких его ролей. Как отмечала актриса Галина Карелина, Николай Константинович своим мастерством спасал сценарии, которые казались неудачными, например, в фильме «Все остается людям».
Личная жизнь
Первая встреча Николая Черкасова с его будущей женой Ниной Вейтбрехт, студенткой истории искусств, произошла во время учёбы в театральном училище. Они окружали себя культурной элитой того времени, среди которой были такие личности, как Аркадий Райкин, Борис Ливанов и Евгений Шварц. Их семейная жизнь, однако, была омрачена трагедиями: старшая дочь Виктория погибла во время блокады Ленинграда, а младшая дочь умерла в младенчестве. Единственный сын Андрей пережил все испытания и стал доктором физико-математических наук.
Андрей Черкасов сделал значительный вклад в сохранение наследия своего отца, передав в 2006 году его личный архив Государственному музею политической истории России. Этот жест помог сохранить для будущих поколений воспоминания о жизни и творчестве знаменитого актёра. Николай Черкасов, будучи глубоко верующим в идеологию Сталина и советскую власть, не делал публичным свою поддержку тем, кто пострадал от политических репрессий. По словам Георгия Товстоногова, Черкасов помогал многим, настолько многим, что на всех спасённых пришлось бы арендовать стадион. Будучи народным артистом и депутатом, он оставался доступным и отзывчивым, не отказывая в помощи тем, кто обращался к нему на улице.
Смерть и наследие
Николай Черкасов скончался в сентябре 1966 года. Причиной его смерти стала совокупность нескольких факторов. Во время Великой Отечественной войны у него начала развиваться астма, которая со временем обострилась и привела к серьёзным проблемам с сердцем. Особенно негативно сказалось на его здоровье несправедливое увольнение, произошедшее после его попытки защитить жену, попавшую под сокращение в театре. Это событие сильно подорвало его моральное и физическое состояние, и актёр несколько раз лежал в больнице, но однажды не смог оттуда выйти.
Николай Константинович Черкасов был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, где покоятся многие выдающиеся деятели российской культуры. Его творчество и вклад в искусство навсегда останутся в памяти зрителей и поклонников театра и кино.
Фото с Николай Константинович Черкасов









Нет комментариев
Оставить комментарий