
Диего Ривера — выдающийся мексиканский художник-монументалист, известный своими левыми политическими взглядами и экстраординарным вкладом в искусство. Он стал не только знаковой фигурой в мире живописи, но и ключевым персонажем в жизни знаменитой портретистки Фриды Кало, с которой его связывали глубокие чувства и творческое партнерство.
Имя Диего Риверы часто неразрывно связано с именем Фриды Кало, которая была его любовью, музой и соратницей на протяжении многих лет. Однако в жизни художника было много других ярких моментов, связанных как с его творческой эволюцией, так и с политическими взглядами, а также с его отношениями с другими женщинами. Ривера занимает важное место в истории искусства первой половины XX века, и его харизматичная личность привлекала внимание не только к его произведениям, но и к его жизни.
Детство и юность
Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес появился на свет 8 декабря 1886 года в Гуанахуато, Мексика. Он родился в обеспеченной семье, где его отец происходил из знатного испанского рода. Рождение Диего и его брата-близнеца было сложным для матери, которая потеряла много крови. Несмотря на трудности, Диего выжил, в отличие от его брата, который скончался в раннем возрасте.
С самого раннего детства Диего проявлял талант к рисованию. Едва научившись ходить, он начал расписывать стены своего дома, что привело к тому, что родители были вынуждены укрывать стены холстами, чтобы дать ему возможность развивать свои творческие навыки. После окончания Академии художеств в Сан-Карлосе он получил грант, который позволил ему отправиться в Европу, где он провел почти пятнадцать лет, погружаясь в мир искусства и изучая работы таких мастеров, как Ван Гог, Гоген и Сезанн.
В этот период Ривера увлекся кубизмом, и его ранние работы пользовались успехом среди узкого круга интеллектуалов. Однако он мечтал о том, чтобы его искусство стало доступным для простых людей. Поддерживая революционные движения как в Мексике, так и в России, он постепенно отошел от кубизма и начал создавать реалистичные картины, отражающие действительность.
В 1920 году Ривера побывал в Италии, где его вдохновили фрески эпохи Кватроченто. Это побудило его к созданию монументальных работ, в которых он стал воплощать свои социалистические идеи. Вернувшись на родину, он стал одним из самых востребованных художников, получая заказы на роспись общественных и правительственных зданий.
Отношения с Советским Союзом
Диего Ривера был убежденным сторонником коммунистических идей и активно поддерживал революцию как в своей стране, так и в России. В начале 1920-х годов он вступил в Коммунистическую партию Мексики и в 1927 году получил приглашение посетить Советский Союз в честь годовщины Октябрьской революции. Первоначально его отношения с советскими властями были очень теплыми: он проводил лекции о латиноамериканском искусстве и работал в художественном фонде «Октябрь», создавая фрески для Центрального дома Красной Армии.
Однако вскоре после того, как его обвинили в «антисоветчине», его выгнали из страны. В это время он подружился с Владимиром Маяковским, который приезжал в Мексику для обмена культурным опытом. Ривера стал гидом для поэта, показывая ему культурные достопримечательности своей страны. В своих воспоминаниях он упоминал, что благодаря Маяковскому познакомился с рядом выдающихся личностей, включая Теодора Драйзера.
Вторую поездку в Советский Союз Ривера совершил только в середине 1950-х годов, после смерти Сталина. Он был приглашен создать портрет Маяковского, который был выполнен с надписью: «Таким я помню Маяковского в Мексике».
Творчество в Соединенных Штатах
После революции в Мексике, которая привлекла внимание многих европейских и американских интеллигентов, работы Риверы начали пользоваться популярностью за пределами его родины. В конце 1920-х годов американские заказчики начали активно предлагать ему контракты на создание монументальных произведений и станковой живописи. После успешной выставки в Музее современного искусства в Сан-Франциско, его пригласили создать три фрески и участвовать в театральных постановках.
Однако его сотрудничество с американцами было омрачено конфликтом, возникшим во время работы над фреской «Человек на распутье» для Рокфеллер-центра. Ривера решил изобразить Владимира Ленина, что вызвало возмущение со стороны заказчиков. На требование убрать портрет советского вождя художник отказался, и его работа была уничтожена, а гонорар не выплачен.
Несмотря на это, Ривера не оставил свою идею и через несколько лет восстановил фреску под названием «Человек, управляющий Вселенной», в которой снова появился образ Ленина, а также Льва Троцкого, который находился в Мексике после получения политического убежища. Троцкий жил в доме Фриды Кало, где прошло детство знаменитой художницы.
Не все его работы в США были приняты с восторгом. Власти раскритиковали росписи в Детройте за «пугающие» изображения, которые, по их мнению, не соответствовали концепции музея. Ривера восхищался мировым техническим прогрессом, что отразилось в его творчестве, однако не все могли это оценить.
Несмотря на успех, который продолжался несколько лет, популярность реализма в американском искусстве постепенно угасала, уступая место авангардизму, сюрреализму и другим новым направлениям.
Одной из последних значительных работ Риверы стала композиция «Панамериканское единство», созданная в начале 1940-х годов для выставки в Сан-Франциско. Этот мурал, который описывал прошлое, настоящее и будущее североамериканского континента, занял два десятилетия в создании из-за Второй мировой войны и теперь хранится в колледже Сан-Франциско.
Личная жизнь художника
Личная жизнь Диего Риверы была столь же насыщенной, как и его творчество. Несмотря на довольно непримечательную внешность, он привлекал внимание множества женщин. У него было пять официальных браков, два из которых были с Фридой Кало. Его первой супругой стала русская художница Ангелина Белова, с которой он женился в 1911 году. У пары был сын, который, к сожалению, умер в раннем возрасте.
Ангелина поддерживала Диего в его творческих начинаниях, даже в самые трудные времена. Однако Ривера имел роман с Марией Воробьевой-Стебельской, известной под именем Маревна, что создавало напряженность в их браке. В 1921 году Диего вернулся в Мексику, оставив Ангелину во Франции. Вскоре после этого он начал новые отношения с моделью Марин Гуадалупе.
С Фридой Кало Диего Ривера начал новый этап своей жизни, насыщенный любовными интригами. Их брак был полон измен и ревности. Фрида не раз мстила мужу за его измены, включая роман с Львом Троцким, который в то время скрывался в Мексике. Несмотря на все трудности, их любовь оставалась сильной, и после развода они вновь поженились через год.
Диего и Фрида прожили вместе до самой ее смерти, и уход Кало стал для него огромной утратой. Он признал, что недооценивал глубину своей любви к ней.
Смерть и наследие
После смерти Фриды, Диего Ривера женился на Эмме Фуртадо, владелице галереи и писательнице, однако их брак продлился всего два года. 24 октября 1957 года Ривера скончался от онкологического заболевания. Его похоронили в Мехико на территории «Ротонды выдающихся деятелей», где покоятся многие другие знаменитые личности.
Известные произведения
- «Секреты жизни»
- «Мурал на стене в Национальном дворце»
- «Человек, управляющий Вселенной»
- «Панамериканское единство»
- «Человек на распутье»
Диего Ривера оставил яркий след в истории искусства, его работы продолжают вдохновлять и восхищать зрителей по всему миру. Его произведения не только отражают политические и социальные реалии своего времени, но и становятся символом борьбы за права человека и справедливость.
Сегодня работы Риверы можно увидеть в музеях и галереях по всему миру, и его наследие продолжает жить, вдохновляя новые поколения художников и зрителей.
Фото с Диего Ривера



















Нет комментариев
Оставить комментарий