
Велимир Хлебников — выдающийся поэт, прозаик и основоположник русского футуризма, который оставил значительный след в истории отечественного авангардизма. Его творчество, наполненное неологизмами и философскими размышлениями, до сих пор вызывает интерес и споры среди литературоведов. По мнению известного лингвиста Романа Якобсона, Хлебников был одним из величайших поэтов XX века.
Детство и ранние годы
Велимир Хлебников, настоящее имя которого Виктор Владимирович Хлебников, родился 9 ноября 1885 года в калмыцком селе Малые Дербенты. Он стал третьим ребенком в семье Владимира и Екатерины Хлебниковых. Отец, Владимир, происходил из старинного купеческого рода и был известным орнитологом и лесоводом, основавшим первый в Советском Союзе Астраханский заповедник. Благодаря отцу, Виктор с ранних лет полюбил природу и стал увлекаться естественными науками.
Екатерина Хлебникова (в девичестве Вербицкая), мать поэта, происходила из состоятельной петербургской семьи и получила образование историка в Смольном институте. Она обучала своих детей, прививая им любовь к литературе, истории и искусству. Виктор начал читать на русском и французском языках в четыре года и проявлял талант к рисованию, что в дальнейшем было продолжено его младшей сестрой Верой, ставшей известным художником-авангардистом.
Семья Хлебниковых часто переезжала из-за работы отца. Когда Виктору исполнилось шесть лет, они оказались в Волынской губернии, а затем в Симбирской губернии. В десять лет его отдали в гимназию, но он учился там всего три года, после чего продолжил образование в Казани.
В 1903 году Хлебников поступил в Казанский университет на физико-математический факультет, однако вскоре был арестован за участие в студенческих демонстрациях. После этого он перевелся на естественное отделение, где его способности привлекли внимание профессоров, которые предсказывали ему блестящее будущее в науке.
Начало литературной карьеры
Первое произведение Хлебникова, пьеса «Елена Гордячкина», было опубликовано в Санкт-Петербурге и положило начало его литературной карьере. Однако критика, включая Максима Горького, была жесткой. С 1904 года Хлебников начал участвовать в орнитологических экспедициях, но вскоре осознал, что его настоящая страсть — литература.
В 1908 году он вернулся в Петербург и возобновил учебу, познакомившись с представителями символизма и акмеизма. Именно тогда он принял псевдоним Велимир, который стал символом его литературной идентичности. Хлебников активно участвовал в поэтических встречах, где развивал свои идеи о футуризме, который в то время только начинал формироваться как литературное течение.
Футуризм и авангардизм
Хлебников стал важной фигурой в кругу футуристов, его творчество отличалось смелыми экспериментами с языком и формой. В 1910 году вышел его сборник «Садок судей», который привлек внимание к его поэзии. В 1912 году он опубликовал сборник «Пощечина общественному вкусу», в котором содержатся его известные стихи, включая «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». В этой книге он также представил свои расчеты, предсказывающие революцию 1917 года.
Хлебников вместе с Алексом Крученых создал уникальный язык — заумь, на котором они написали поэму «Игра в аду». Это новшество стало важной частью его наследия и оказало влияние на дальнейшее развитие авангардной поэзии.
Военные годы и революция
С началом Первой мировой войны Хлебников сосредоточился на изучении войн и их влиянии на общество. В 1916 году он был призван в армию, но вскоре был освобожден от службы по состоянию здоровья. Это время он провел в путешествиях по России, мечтая создать общество «Председатель земного шара», объединяющее людей, заботящихся о будущем человечества.
В 1917 году, находясь в Петрограде, Хлебников стал свидетелем революционных событий, которые вдохновили его на создание новых поэм и стихов. В своих произведениях он отразил идеи единства человечества и природы, противодействия войне и разрушению.
Творчество и философия
Поэзия Хлебникова отличается многообразием форм и размеров. Он использовал так называемую «пляску размеров», отдавая предпочтение верлибру. Его творчество не оставляло равнодушными ни поклонников, ни критиков. Хлебников также экспериментировал с палиндромами и другими языковыми формами, что сделало его стиль уникальным и запоминающимся.
Личная жизнь
Несмотря на многочисленные влюбленности, Велимир Хлебников никогда не был женат. Его чувства к Анне Ахматовой остались безответными, а другие женщины, такие как сестры Синявские и Вера Будберг, также не смогли стать его спутницами. Хлебников оставался одиноким, что отразилось на его творчестве и жизненной философии.
Смерть и наследие
Хлебников предчувствовал свою скорую смерть. Он часто говорил, что многие поэты заканчивают свою жизнь в 37 лет. Его здоровье подорвали скитания и бедственное положение, и в конце концов он оказался в деревне Санталово, где его состояние ухудшилось. 28 июня 1922 года поэт скончался от пареза.
Сначала он был похоронен на кладбище в селе Ручьи, но в 1960 году его останки перенесли на Новодевичье кладбище в Москве, где он покоится рядом с матерью и сестрой. На могиле поэта установили «каменную бабу» как символ его родины и памяти о его творчестве.
Интересные факты
Велимир Хлебников был известен своей небрежностью и рассеянностью, что привело к потере многих рукописей. Его увлечение калмыцкими астрологами и числовыми закономерностями отразилось в его творчестве, где он предсказывал множество событий, включая революцию 1917 года и даже теракты 11 сентября 2001 года.
Хлебников также стал одним из первых авторов, описавших концепцию Интернета, предвидя его появление еще в 1918 году в произведении «Лебедия будущего». В своей работе «Радио будущего» он описывал «паутины» информации, что делает его предсказания особенно актуальными в современном мире.
Таким образом, Велимир Хлебников остается одной из самых загадочных и значимых фигур русской литературы, чье наследие продолжает вдохновлять и вызывать интерес у читателей и исследователей.
Фото с Велимир Владимирович Хлебников








Нет комментариев
Оставить комментарий